Кроме судей в заседаниях принимают иногда участие и другие лица – таковы секретарь, прокурор, частный обвинитель, гражданский истец, подсудимый и его защитник, а для исполнения распоряжений председателя по охранению порядка – судебный пристав. Мы остановимся здесь только на должностных лицах, в заседании присутствующих.
Секретарь есть орган регистрации происходящего в заседании.
Он составляет и подписывает протоколы и журналы прежде подписи судей, которые, однако, могут исправить составленный им протокол с правом секретаря в таком случае представить суду, почему он не согласен с таким исправлением, и изложить перед подписанием им протокола сделанное суду представление; но отказываться от подписи протокола он не может, равно как и суд не вправе устранить при подобных обстоятельствах секретаря, составившего протокол, и заменить его для подписания протокола другим лицом (1867/522, Сергушина).
Ввиду того что таким образом на секретаре лежит важная функция удостоверения происходившего в заседании, он подлежит устранению и отводу по тем же причинам, что и коронные судьи (ст. 610 УУС); если отвод своевременно предъявлен не был, то исполнение секретарских обязанностей лицом, подозрительным ввиду отношений его к делу, не составляет повода кассации (1876/86, Полежаева).
Секретарские обязанности в заседании может нести или секретарь суда, или помощник его, или иное лицо, при суде состоящее.
Присутствие секретаря обязательно, впрочем, только в заседаниях общих судебных мест, как судебных и распорядительных, так и в общих собраниях (ст. 140 УСУ). Относительно мировых съездов (ст. 59 УСУ) положение это спорно: гражданский кассационный департамент решает его отрицательно, уголовный склоняется к утвердительному решению.
В уездных съездах и губернских присутствиях имеются особые должности секретарей (ст. 81, 108 Положения о земских участковых начальниках 1889 г.). Судьи единоличные, каковы мировой судья и судебный следователь, заседают без секретаря[1].
Прокурор и его товарищи несут в суде многообразные обязанности. Присутствие лица прокурорского надзора безусловно необходимо в общих собраниях окружных судов, судебных палат и Сената, во всех судебных заседаниях съездов и губернских присутствий и в тех судебных заседаниях общих судебных мест, разрешению которых подлежат дела, ведаемые в порядке публичного обвинения.
Отсутствие его уничтожает действительность заседания. Прокуратура присутствует от начала до конца его, но в отличие от судей может быть заменяема.
Что касается заседаний распорядительных, общих собраний мировых съездов, а также таких заседаний общих судебных мест, на которых уставы не требуют участия прокуратуры, то присутствие на них оставляется на волю самой прокуратуры (ст. 141 УСУ и прим.). В заседаниях мирового судьи прокуратура заменяется должностными и частными обвинителями.
Судебный пристав в заседаниях съездов и общих судебных мест есть орган исполнительный, подчиненный распоряжениям председательствующего (ст. 143 УСУ).
[1] Возложение секретарских обязанностей на самого судью и следователя затрудняет исполнение их прямых обязанностей; весьма практична мысль германского законодательства, которое предоставляет участковому судье право пригласить для исполнения секретарских функций всякое частное лицо, приведя его к присяге.