Глава римско-католической церкви есть римский епископ. Ему принадлежат: первенство чести (primatus honoris), выражающееся в известных титулах и внешних знаках отличия (как тиара, прямой пастырский жезл – pedum rectum), и первенство власти (primatus jurisdictionis), состоящее в высшей законодательной, административной и судебной власти, а также в непогрешимом учительстве, по вопросам веры и нравственности (in rebus fidei et morum).
Папе же принадлежит внешнее представительство целой католической церкви пред государственными властями разных стран.
При папе состоит священная коллегия кардиналов; число их не должно превышать семидесятити; в действительности их бывает меньше этого числа; они суть или кардинал-епископы или кардинал-пресвитеры, или кардинал-диаконы.
Папа назначает кардиналов из всех наций, причем в особенности принимает во внимание желания, заявленные главами государств, относительно возведения того или другого лица в кардинальское достоинство.
Таким образом различаются кардиналы курии и кардиналы короны: первые представляют римский собственно элемент, последние – католический, интернациональный или универсальный (архиепископы парижский, алжирский, венский, вестминстерский, толедский, лиссабонский, балтиморский, квебекский, сиднейский, могилевский и проч.). Собрания кардиналов в присутствии папы называются консисториями.
Кардиналам принадлежит исключительное право избрания папы; для осуществления этого права, они в месте смерти папы собираются в конклав на 11-й день с момента наступления вакантности папской кафедры и остаются безвыходно в конклаве, по возможности изолированные от всяких внешних влияний, пока не состоится избрание папы.
Обыкновенный способ избрания есть scrutinium, закрытая подача голосов посредством письменных билетиков; избранным считается получивший 2/3 голосов наличных избирателей.
По обычаю утвердившемуся в противность закону (consuetudo contra legem), rationabilitas которого, однако, подвергается в современной католической литературе большим сомнениям, три католические державы – Австрия, Франция и Испания – имели до сих пор право эксклюзивы, т. е. исключения от избрания тех или других, неприятных государственному правительству, кардиналов путем заявления об этом кардиналам – избирателям.
В настоящее время, при совершенном изменении отношений между государством и церковью во Франции, ни о какой французской эксклюзиве не может быть речи. Заявление кардиналам-избирателям делается одним из кардиналов же, имеющим на то полномочия от государства, в котором он проходит свою должность (напр. венским архиепископом от имени Австрии).
При папе существует целый ряд центральных учреждений обнимаемых общим названием римской курии. Важнейшие из них суть:
1) учреждения папской милости, каковы dataria apostolica (по замещению бенефиций, резервированных папе, и по дарованию диспензаций pro foro externo, т. е. в таких случаях, когда делопроизводство не требует соблюдения тайны) и poenitentiaria apostolica (по разрешению от грехов, абсолюция от которых резервирована папе, а также по дарованию диспензаций pro foro interno, т. е. в случаях, не получивших огласки, но смущающих совесть просителей, а для бедных людей pro foro uteroque); poenitentiaria разрешает также все недоуменные вопросы, возникающие в исповедной практике католического духовенства, напр. относительно уместности расспрашивания о том или другом грехе;
2) secretaria status для сношений папы с разными государствами; во главе этого учреждения стоит кардинал статс-секретарь;
3) разные конгрегации кардиналов для заведования специальными отраслями церковного правительства. Важнейшие из конгрегаций суть:
а) congregatio romanae et universals inquisitionis s. sancti offocii, префектом которой состоит сам папа, рассматривает дела о преступлениях против веры;
б) в связи с ней стоит congregatio indicis librorum prohibitorum, которая следит за литературой и составляет реестр запрещенных книг;
в) congregatio de propaganda fide, или просто “пропаганда” – в состав ее входят более 30 кардиналов, поверенные 14-ти монашеских орденов, принимающих участие в миссионерской деятельности и др. лица; в конгрегации печатаются молитвы и все необходимые для миссии книги на 250 языках; конгрегация управляет через так называемых апостолических викариев (соответствующих епископам), апостолических префектов (соответствующих деканам) и миссионеров (соответствующих парохам), всеми terrae missionis, под которыми разумеются те страны или части стран, где не успела еще установиться обыкновенная нормальная организация католической церкви, в отличие от provinciae sedis apostolicae, в которых действует нормальный церковный порядок; конгрегация ведет и дело воспитания всех клириков, имеющих быть посылаемыми на дело проповеди в языческие страны;
г) congregato concili или, точнее, congregatio concilii tridentini interpremum для приведения в исполнение и аутентического истолкования постановлений тридентского собора (по многим делам брачным, по исполнению духовенством обязанностей его звания, а епископами в частности обязанности к visitatio liminum apostolorum и проч.);
д) congregatio rituum – для надзора за культом и для упорядочения отношений между католиками разных обрядов (греческого, славянского, румынского, армянского, сирийского, халдейского, коптского и проч.);
е) congre indulgentiarum et sacrarum religuiarum для регулирования дарования индульгенций, для исследования и признания мощей;
ж) congregatio super negotiis episcoporum et regularium – для надзора за всей должностной деятельностью епископов и над монашескими орденами, а также для суда в высшей инстанции по преступлениям духовенства;
з) congreg. super negotiis ecclesiae extraordinaris по церковно-политическим отношениям, напр. для заключения, интерпретации, ограничения или отмены конкордата (она же ведает церковные дела русских католиков);
и) congregatio consistorialis для подготовления дел, предназначенных к обсуждению в консистории.
Как глава католической церкви, папа имеет активное и пассивное право посольства. Представители его, действующие его именем в разных странах, называются вообще легатами: если они кардиналы, то называются legati a latere.
С точки зрения международного права различаются nintii, имеющие ранг дипломатических представителей первого класса, т. е. послов и internintii, находящиеся в положении посланников и полномочных министров.
Некоторые епископы в разных странах сохранили старинный титул прирожденных легатов (legati nati), но в настоящее время этот почетный титул не имеет практического значения. То же самое нужно сказать о примасах, т. е. о первых епископах разных национальных церквей.
Вообще католическая церковь отдельных стран не имеет в настоящее время единой организации, т. е. такой, которая бы юридически объединяла всех католиков данной страны с подчинением одному местному церковному учреждению страны.
Исключение составляют Россия, где имеется римско-католическая духовная коллегия, как высшее церковное учреждение для русских католиков, и восточные патриархаты, унированные с Римом.
Из них три патриарха, образовавшиеся на развалинах древнего антиохийского патриархата, именуют себя антиохийскими: греко-мелкитский, маронитский и сирийско-яковитский. Кроме этих трех, существуют еще: халдейский патриархат в Вавилоне, армяно-католический (киликийский) и коптский.
Все шесть патриархатов представляют собой обломки древних христологических ересей (несторианства, монофизитства и монофелитства). Патриархи, состоя в подчинении папе, имеют под своей юрисдикцией национальную церковь, следующую своим обрядам, напр. в отношении к чаше для мирян, в отношении к браку духовенства и проч.
Их называют малыми патриархами (patriarchae minores), в отличие от великих (латинских же) патриархов – константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского.
Латинские патриархи с титулом константинопольского и проч. явились в католической церкви с XIII в., когда, во время существования основанной крестоносцами латинской империи, восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами. С падением латинской империи, патриархи – латиняне должны были оставить патриаршие кафедры востока, но посвящение на эти кафедры продолжается и до настоящего времени.
Патриархи живут в Риме и соответствующей их титулу правительственной власти не имеют, за исключением латинского иерусалимского патриарха, который с 1847 г. резидирует в месте своей кафедры и ведет действительное управление, хотя не имеет подчиненных епископов.
По общему же правилу, католические епископы разных стран стоят лицом к лицу с центральным правительством в Риме, не имея единой организации в пределах страны.
Единственную посредствующую ступень между епископами и Римом составляет архиепископ-митрополит, который служит в известной степени центральным пунктом, но не для церкви известной страны, а для церковной провинции (провинций же в стране может быть несколько).
Именно митрополит 1) имеет право созвания и руководства провинциальных соборов;
2) с одобрения провинциального собора и после визитации собственного диэцеза может визитировать диэцез епископов своей провинции, которые по отношению к нему называются суффраганами;
3) имеет право надзора за епископскими симираниями;
4) составляет вторую ординарную судебную инстанцию по делам, решенным епископами.
Почетный знак архиепископского достоинства и вместе юридический символ связи архиепископа с его провинцией есть pallium – принадлежность облачения, соответствующая православному омофору.
Папа носит pallium всегда и везде при совершении мессы, архиепископ только в пределах своей провинции: в виде особого отличия, pallium жалуется иногда и епископам – не митрополитам.