Местные финансы России делятся на земские, городские и крестьянские. Города и земства являются крупнейшими представителями местного хозяйства. Средства для покрытия их расходов составляются из доходов от общинных имуществ, различного рода предприятий частноправного характера, специальных налогов и других источников.
а) Земские финансы. Прежде всего, источником земских доходов являются специальные налоги. Земствам, между прочим, принадлежит самостоятельное право назначать сборы: а) с недвижимых имуществ в городах и уездах, б) со свидетельств на право торговли и промыслов.
Общим основанием размера обложения недвижимостей служит ценность и доходность их. Но по общему правилу земские сборы с недвижимостей не могут быть повышаемы по усмотрению земских учреждений более, нежели на 3 % в год.
Кроме того, ряд имуществ не подлежит обложению земскими сборами. Сюда относятся имущества императора, занятые правительственными учреждениями казенные здания, железнодорожные земли и постройки, так называемые защитные леса и др.
Сборы с промысловых свидетельств назначаются в процентном отношении к цене, уплачиваемой за названные документы в казну. Размер этих сборов определяется по усмотрению земских собраний, но также не должен превышать установленных законом норм. Самым крупным источником земских доходов служат два указанные налога.
Помимо налогов в пользу земств поступают судебные пошлины и сбор с бумаги, взимаемые по гражданским делам, производящимся в мировых учреждениях и у земских начальников, сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми съездами на право ходатайства по чужим делам, и др. Наконец, всем губернским земствам вместе из государственного казначейства ежегодно дается пособие в размере одного миллиона рублей.
В губерниях, где существуют земские учреждения, итог земских доходов на 1906 год достиг суммы 124225000 руб.; расходы же, которые делятся на обязательные и необязательные, были исчислены в размере 124185000 руб. Среди обязательных расходов многие имеют чисто общегосударственный, а не местный земский характер.
б) Городские финансы. Источники городских доходов гораздо богаче, нежели источники земские. В пользу городского поселения установляются прежде всего следующие сборы: 1) оценочный с недвижимых имуществ; 2) с документов на право торговли и промыслов; 3) с трактирных заведений.
В случае надобности от городской думы зависит также вводить в пользу города сборы: 4) с извозного промысла; 5) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами; 6) с собак и 7) с перевозного промысла.
Оценочному сбору подлежат все находящиеся в пределах города недвижимые имущества, за исключением тех, которые освобождены от означенного сбора на основании особых постановлений закона. Это главным образом имущества, уже упомянутые выше как не подлежащие земскому обложению.
Размер оценочного сбора определяется думой в процентах с чистого дохода имуществ, определенного общественным управлением посредством оценки или, при невозможности определения чистого дохода, по стоимости имуществ. Размер этот не может превышать десяти процентов чистого дохода с имуществ или одного процента стоимости их.
Сборы с промысловых свидетельств устанавливаются в размерах, не превышающих установленных законом пределов. Пределы, впрочем, существуют и для других, более мелких городских налогов: с лошадей и экипажей.
Независимо от указанных сборов в доходы городских поселений поступают:
1) сборы с различных актов;
2) сборы за клеймение мер и весов;
3) за употребление общественных мер и весов на торговых местах;
4) сбор с некоторых аукционных продаж движимого имущества;
5) сборы, взимаемые в пользу некоторых городов на основании особых высочайше утвержденных постановлений – с привозимых и отвозимых товаров и за стоянку или проход судов в городских водных сообщениях и
6) пособия, даваемые некоторым городам из Государственного казначейства, и из земских сборов.
Но и этим перечнем не исчерпываются источники городских доходов, которые усиливаются разными другими сборами: адресными, больничными и т. п.[1].
По Закону 8 июня 1903 г. в пользу города Петербурга ежегодно передается половина взимаемого с города государственного квартирного налога.
Собственные предприятия в городах России, как источник доходов, до сих пор еще не получили значительного развития.
Подобно земским многие городские расходы обладают чисто общегосударственным значением.
в) Крестьянские финансы. Доходы крестьянских обществ получаются главным образом от устанавливаемых ими сборов на различные потребности. При разложении этих сборов между плательщиками объектом обложения является в одних случаях земля, в других – наличная рабочая мужская сила.
Общественные крестьянские доходы и расходы согласно общему административному делению крестьянских поселений на волости и сельские общества делятся на волостные и сельские по всем губерниям Европейской России, за исключением трех Прибалтийских.
Общая сумма крестьянских доходов в названных губерниях в 1905 г. достигала 78485100 руб.; в этом числе волостных доходов – 29983200 руб. и сельских 48501900; расходы в общем итоге выразились в сумме 73004800 р.; из них волостных расходов 28.185.200 р. и сельских 44819600 р.
[1] С. з., т. XIV, Устав о паспортах.