Заседания судебных мест делятся на судебные, распорядительные и общие собрания.
Судебные заседания имеют своим предметом «решение уголовных и гражданских дел» (ст. 153 УСУ). В виде общего правила все вопросы, связанные с материальными или процессуальными правами сторон, подлежат рассмотрению в судебных заседаниях.
Так, судебный приговор, окончательный или не окончательный, дополнительный приговор, кассационное решение по делу и т. п. постановляются не иначе как в судебном заседании, которое происходит гласно, в присутствии сторон и с соблюдением иных условий, обеспечивающих надлежащий ход судебной деятельности.
Но правило это, последовательно проводимое в процессе гражданском, в процессе уголовном действует с той же силой только при разбирательстве в мировых установлениях. Мировые установления никаких ходатайств сторон не разрешают в распорядительных заседаниях (1868/828, Щелкана; 1871/1734, Степанова; 1876/133, Угарова и др.).
Рассмотрение ими в распорядительном заседании дела, подлежащего разбору в судебном заседании, есть существенное нарушение прав сторон, признаваемое безусловно кассационным поводом.
В общих же судебных местах многие вопросы, тесно связанные с процессуальными правами сторон, подлежат обсуждению распорядительных заседаний; таковы вопросы вводные, возникающие при производстве предварительного следствия и при приготовительных к суду распоряжениях, например, по просьбам сторон о вызове новых свидетелей, экспертов и т.п.
Распорядительные заседания проходят негласно, при отсутствии сторон (общ. собр. 1880/4), но прокуратура может принимать в них участие, и имеют своим предметом частью вопросы судебного управления, касающиеся всего суда или одного из его отделений или департаментов, частью вопросы процессуальные, предоставленные уставами именно распорядительным заседаниям (ст. 151 УСУ).
Общие собрания (plenum) составляются из всех членов данного суда; если суд делится на отделения или департаменты, то в общем собрании присутствуют все отделения или департаменты (общ. собр. 1884/44, Ратти); по закону 1885 г., в общем собрании должно присутствовать не менее 2/3 всего числа судей за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ст. 161 УСУ).
Заседания их не публичны, кроме случаев, когда общее собрание превращается в судебное заседание. Общее собрание есть орган судебного управления, оно созывается или по требованию самого закона в особо предусмотренных им случаях, или же по усмотрению председателя судебного места, когда он признает нужным созвать его по важности подлежащего разрешению вопроса.
Случаи созвания общего собрания, в законе указанные, поименованы в ст. 160 УСУ; таковы обсуждение наказа, выслушание постановлений, к судебным местам относящихся, избрание кандидатов на открывшиеся в суде должности членов и совещание для такого избрания, рассмотрение ежегодных отчетов, постановление решений по делам о дисциплинарных взысканиях с лиц судебного ведомства, а также, об увольнении их в отпуск и удалении от службы в случае тяжкой болезни или иных причин, постановление определений об отказе в принятии желающих поступить кандидатами на должности по судебному ведомству, назначение одного из членов окружного суда в местное губернское по крестьянским делам присутствие для участия в рассмотрении дел по искам крестьян о принадлежности им недвижимых имуществ, купленных в прежнее время на имя их помещиков, распределение судебной палатой вновь в случае крайней необходимости определенного штатами числа судебных следователей между окружными судами округа одной и той же палаты; общее собрание кассационных департаментов Сената созывается для обсуждения предложенных ему министром юстиции вопросов, разрешаемых не однообразно в различных судебных местах или возбуждающих на практике сомнения; общие собрания департаментов – для распределения председательствующих и членов между отделениями.
Сверх таких вопросов судебного управления общие собрания, хотя в меньшем объеме, чем распорядительные заседания, принимают иногда участие и в уголовно-судебном производстве.
Так, общее собрание кассационных департаментов Сената есть кассационная инстанция для дел, разрешенных особым присутствием Сената, и высшая апелляционная инстанция для дел, подлежащих разрешению Сената без участия присяжных в качестве суда первой инстанции (ст. 1113 УУС).
Деятельность суда в заседаниях регистрируется журналами и протоколами. Журнал излагает целый ряд заседаний в их постепенности; протокол составляется по каждому делу отдельно.
Как общий журнал судебных заседаний, так и протоколы изготовляются секретарем, подписываются им и судьями, в заседании участвовавшими. Если должности секретаря не полагается, то составление протокола лежит на самом судье (ст. 163, 164 УСУ; ст. 142-144, 408, 409, 453, 465, 467-475, 835-845 УУС).