Преступные посягательства на здоровье

По уложению о наказаниях и уставу о наказаниях, преступное посягательство на здоровье есть противное уголовному закону, внешнее действие или бездействие человека, находящегося в состоянии вменяемости, способствующее заболеванию, или ухудшению болезни, или расстройству здоровья, или болезненному расстройству душевной деятельности другого человека, или, по меньшей мере, могущее способствовать заболеванию или расстройству здоровья другой личности, учиненное виновно:

а) по неосторожности [Ул. 855; 9892/6 ; 10801/6; 1085/6; 1378; 1494-1496. – Уст. 103], или

б) с умыслом [Ул. 584; 1378; 1486; 1487; 1492; 1495; 1496; 1583 в связи с 15851/6; 1591 ч. 1. – Уст. 103], или

в) по неосторожности, обусловленной умыслом на другое преступление или проступок [Ул. 307/6; 854; 9892/6; 1142/6; 1148; 1490; 1492; 1495; 1496; 1542; 1583 в связи с 1585/6; 1591 ч. 1].

Преступное посягательство на здоровье имеет несколько видов. Они влекут различные наказания. Мы не станем приводить всех этих видов, но отметим только семь. Таковы:

1) преступное расстроение здоровья или умственных способностей посредством отравления,

2) преступное умышленное сообщение болезни,

3) преступное неосторожное сообщение болезни, происходящей от непотребства,

4) преступное поступление заведомо, заразительно или зловредно больной женщины или девушки в кормилицы или няньки,

5) преступная недача отдыха ученику,

6) преступная недача пищи ученику и

7) преступное повреждение.

Разъясним эти виды, по порядку.

1. Преступное расстроение здоровья или умственных способностей посредством отравления есть запрещенное уголовным законом, виновное, предумышленное нанесение вреда здоровью другого человека, или возбуждение болезни, или ухудшение болезни, или приведение душевной деятельности другого человека в болезненное расстройство, человеком, находящимся в состоянии вменяемости, посредством употребления яда (Ул. 1486).

Дать точное определение понятия о яде или отраве[1] не возможно, так как нет безусловно ядовитых веществ, т. е. таких, которые были бы ядовиты во всякое время и при всяких условиях; но вещество, ядовитое для организма, при одних условиях, бывает безвредно, при других, и может быть даже полезно, при третьих.

По свидетельству специалистов, даже для самых сильных из известных ядов существует такая маленькая доза, при которой они не производят никакого действия на организм.

Вслед за этой не действующей дозой идут дозы лечебные: гомеопатическая и аллопатическая. Гомеопатическая доза больше не действующей, аллопатическая же больше гомеопатической.

За аллопатической дозой (dosis pharmacotherapeutica) следует доза ядовитая (dosis toxica). Ядовитая доза больше аллопатической. Ядовитая доза вызывает опасные явления в организме, но еще не влечет смерти.

Далее идет смертельная доза (dosis letalis). Она больше ядовитой и обыкновенно губит организм.

Необходимо заметить, однако, что некоторые яды, как напр., мышьяк, отличаются некоторой особенностью. Она состоит в том, что у этих ядов вслед за ядовитой дозой идет смертельная, а за смертельной следует опять ядовитая, но не смертельная.

Неточных определений яда существует много[2]. Самое удачное из них принадлежит профессору Р. Коберту[3].

„Яды, говорит он, это такие неорганизованные вещества, неорганические или органические, возникшие в организме или введенные в него извне, искусственно добытые или образовавшиеся в природе, которые своими химическими свойствами, при известных условиях, оказывают такое вредное действие на какой-нибудь орган живого существа, что здоровье или состояние этого существа претерпевает от этого временно или продолжительно тяжкий вред”.

Выражая это определение в его чертах, существенно важных для юристов, и вводя в него некоторые пояснения, мы можем изложить его следующим образом: ядом следует назвать такое вещество, которое не составляет организма, даже такого микроскопического, как бактерия или бацилла чумы или дифтерита или амёба малярии, но является неорганическим или даже органическим, т. е. добытым из организма или образовавшимся в организме, а, будучи введено в малом количестве в организм другого живого существа в готовом виде, или само развившись в этом организме, или образовавшись из соединения наличных неядовитых слагаемых со введенными неядовитыми, может вызвать своим химическим действием, при некоторых условиях, постоянное или временное расстройство здоровья или ухудшение наличного болезненного состояния, или даже смерть этого живого существа.

Примерами неорганических ядовитых веществ могут служить металлические яды: сулема, азотная кислота, серная кислота.

Примерами органических ядовитых веществ, добытых из организма, являются яды, добытые из растений, известные под именем растительных ядов, как напр., дигиталис, морфий.

Примерами органических ядов, развившихся в организме, могут служить так называемые токсины, напр., змеиный токсин или змеиный яд, как находящийся в самой змее, так и выделенный ею, или дифтерийный токсин, как находящийся в самой дифтеритной бактерии или бацилле, так и выделенный ею в окружающую среду.

Примером яда, образовавшегося в организме, благодаря соединению неядовитого слагаемого, уже находящегося в организме, со введенным позднее в этот организм неядовитым слагаемым, является та сулема, которая образовалась в желудке человека из соединения ранее принятой соляной кислоты с позднее принятым каломелем.

Данное нами определение яда имеет то достоинство, что исключает из числа ядов не только все вредные микроорганизмы, производящие заразу, как напр., бактерии чумы или тифа, но и все вещества, вредно действующие механическим путем, как напр., стеклянную пыль, стальные опилки, и, кроме того, зачисляет в числе ядов все вещества, безвредные для здорового организма, но вредные своим химическим действием, при некоторых болезнях, как напр., сахар, при сильном развитии диабета или сахарной болезни.

Наказаниями за преступное расстроение здоровья или умственных способностей посредством отравления служат: высшим – каторга от 4 до 6 лет, а низшим – заключение в исправит. арестант. отделениях от 1 до 1 1/2 года (Ул. 1486 в связи с 1477/6 и 1478/6).

2. Преступное умышленное сообщение болезни представляет собой противное уголовному закону, виновное, умышленное заражение другого человека своей болезнью, учиненное больным человеком, находящимся в состоянии вменяемости, посредством умышленного содействия или непротиводействия заразительному соприкосновению другого лица с телом больного или с другими зараженными предметами (Ул. 854). За обыкновенный подвид этого преступления полагается тюрьма от 2 до 4 месяцев.

3. Под преступным неосторожным сообщением болезни, происходящей от непотребства, следует разуметь противное уголовному закону, виновное, неосторожное заражение другого человека сифилисом, учиненное человеком, находящимся в состоянии вменяемости, страдающим этой болезнью, и притом учиненное посредством содействия или непротиводействия заразительному соприкосновению с больным (Уст. 103 в связи с ул. 854). Наказаниями служат: арест не выше 2 месяцев или штраф не выше 200 рублей.

4. Преступное поступление заведомо заразительно или зловредно больной женщины или девушки в кормилицы или няньки представляет собой запрещенное уголовным законом, виновное неосторожное поступление заразительно или зловредно больной женщины или девушки, находящейся в состоянии вменяемости, в кормилицы или няньки, без намерения заразить ребенка, но со знанием о своей болезни и скрытием ее или умолчанием о ней перед нанимателем (Ул. 855). Наказания – арест от 3 недель до 3 месяцев или тюрьма от 2 до 8 месяцев.

5. Преступная недача отдыха ученику есть противное уголовному закону, виновное, умышленное или неосторожное непредоставление надлежащего отдыха ученику со стороны мастера или подмастерья, находящегося в состоянии вменяемости (Ул. 1378). Наказание — штраф от 5 до 25 рублей.

6. Под преступной недачей пищи ученику разумеется противное уголовному закону, виновное, умышленное или неосторожное недоставление пищи надлежащего качества и в надлежащем количестве ученику со стороны мастера или подмастерья, находящегося в состоянии вменяемости (Ул. 1378). Наказание – штраф от 5 до 25 рублей.

7. По уложению о наказаниях, под именем повреждения разумеется запрещенное уголовным законом, виновное, умышленное, но не предумышленное нанесение вреда человеком, находящимся в состоянии вменяемости, живому телу или здоровью другого человека, не подходящее под другие категории и виды преступлений и проступков против телесной невредимости, предусмотренных уложением о наказаниях и уставом о наказаниях.

Наказаниями за преступное повреждение служат: высшим – заключение в исправительных арестантских отделениях от 1 до 1 1/2 года, а низшим – заключение в тюрьме от 2 до 4 месяцев (Ул. 1483/6).


[1] В. В. Есипов – Отравление. Варшава. 1896. с. 192-213. – Косоротов – Учебник токсикологии. с. 2-4. – Игнатовский – «Суд. медицина. Вып. II. с. 127; 129-130.

[2] Есипов – Отравление. с. 192-212. – Косоротов – Учебник токсикологии. с. 2-4. – Игнатовский – Суд. медицина. Вып. II. с. 127.

[3] R. Кobеrt – Lehrbuch der Intoxikationen. Stuttgart. 1893. S. 9.

Петр Пусторослев https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусторослев,_Пётр_Павлович

Пётр Павлович Пусторослев (1854—1928) — российский учёный-правовед, профессор, декан юридического факультета и ректор Императорского Юрьевского университета, специалист в области уголовного права.

You May Also Like

More From Author