Римские юристы отличали прекращение права от прекращения исков. Практически это различие сказывается в том, что прекращение права в материальном смысле всегда ведет к прекращению связанных с ним исков, но не наоборот.
Прекращение иска не всегда влечет за собою полное прекращение охраняемого им материального права. Важнейшие самостоятельные основания прекращения исков суть следующие.
I. Смерть истца или ответчика. Смерть истца или ответчика, по общему правилу, не ведет к прекращению иска. Напротив, что касается имущественных исков, то общее правило гласит: actiones heredi et in heredem compеtunt. Из этого правила допускается, однако, двоякого рода исключение.
С одной стороны, со смертью истца прекращаются некоторые иски, которые имеют целью доставить лицу имущественное удовлетворение за понесенное им личное оскорбление, так назыв. actiones vindictam spirantes.
Сюда относятся actio injuriarum, иск о возврате дара propter ingratitudinem одаренного лица, querella infficiosi testamenti и нек. др. С другой стороны, со смертью ответчика прекращаются штрафные иски ex delicto, ибо heres in poenam non succedit.
Чистое римское право шло еще дальше. Именно оно постановило, что даже в тех пределах, в которых иск ex delicto направлен не на уплату штрафа, а на возмещение причиненного истцу убытка, наследники виновного отвечают только quatenus ad eos pervenit tempore aditae hereditatis (т. е. они отвечают только в пределах обогащения наследственной массы).
Каноническое право заменило этот принцип как раз противоположным, признав, что поскольку иск ex delicto преследует вознаграждение за причиненный вред, наследники виновного отвечают iuxta facultates suas, т. е. даже собственным имуществом. Современная практика несколько смягчила принцип канонического права.
Она признает, что наследники виновного должны отвечать только iuxta facultates hereditatis, т. е. только в пределах наследственной массы. Впрочем, во всех разобранных случаях предполагают, что смерть истца или ответчика наступила до предъявления иска и совершения литисконтестации.
Если смерть наступила позднее, то иск сохраняет свою силу, т. е. может быть доведен до конца наследниками истца или против наследников ответчика. Что касается эксцепций, то и они прекращаются лишь в виде исключения со смертью управомоченного лица, именно одни только exceptiones personae cohaerentes и in personam.
II. В случае конкуренции исков. Несколько исков могут преследовать вполне или отчасти тождественный объективный результат, напр., возврат вещи или вознаграждение за убыток.
В таком случае, поскольку этот результат достигнут при помощи одного из конкурирующих исков, остальные иски отпадают согласно правилу: bona fides non potitur ut bis idem exigatur, но если путем первого иска получено не все, чего может требовать истец, то остальные иски могут быть направлены на взыскание недополученного, напр., вещь украдена, – собственник может предъявить против вора rei vindicatio и condictio furtiva, поскольку он получил удовлетворение посредством первого иска, отпадает второй.
От тождества объективного результата нескольких исков необходимо отличать тождество заинтересованных лиц, напр., одно лицо имеет несколько долговых требований против другого лица, равно тождество основания возникновения нескольких исков, напр., из факта кражи вещи для собственника возникает actio furti, направленная на взыскание штрафа, и condictio furtiva, направленная на возмещение убытка.
В таких случаях, само по себе, ни о какой коллизии речи быть не может. Итак, по общему правилу, один иск исключает другой в том случае только, если оба иска преследуют один и тот же объективный результат.
Раз, два или несколько исков, которые могут быть предъявлены одним лицом против другого, расходятся в этом отношении между собою, они, по общему правилу, не исключают друг друга.
Однако из этого последнего правила допускаются и исключения, именно, в ряде случаев лицо имеет только право выбора между несколькими исками, хотя бы каждый из них преследовал иной результат, чем остальные, так что предъявление одного из этих исков исключает возможность предъявить другие; напр., если покупатель откроет какой-нибудь скрытый недостаток у купленной вещи, он может предъявить к продавцу либо actio redhibitoria, при помощи которой он может добиться расторжения договора, либо actio quanti minoris, на основании которой он может требовать понижения покупной платы; но предъявление одного иска исключает возможность предъявить другой.
Такую конкуренцию исков, преследующих различные цели, называют альтернативной. В противоположность ей конкуренция исков, преследующих одну и ту же цель, называется элективной.