Доходными государственными имуществами[1] являются: 1) земли, продаваемые переселенцам, сдаваемые им же в пользование на основании особых правил и предоставляемые различным частным лицам в краткосрочную и долгосрочную аренду;
2) леса, отчасти эксплуатируемые самим правительством, отчасти сдаваемые в аренду и могущие быть также продаваемыми в определенных условиях крестьянам (Высоч. Указ 27 августа 1906 г.);
3) различные другие имущества, также или эксплуатируемые казной, или сдаваемые в аренду (заводы, фабрики, минеральные источники и проч.).
К государственным имуществам в широком смысле слова можно отнести казенные железные дороги.
Железнодорожное дело возникло в царствование императора Николая I и вначале находилось всецело в руках правительства. Дороговизна казенной постройки в шестидесятых годах вызвала широкое применение концессионной системы; с конца восьмидесятых годов правительство начинает стремиться к выкупу частных железнодорожных предприятий и приступает к сооружению многих новых линий своими силами.
К 1 апреля 1909 г. в распоряжении казны находилось уже 42400 верст железнодорожного протяжения; частным же дорогам принадлежало 20070 верст. Финансовая сторона железнодорожного дела находится в заведовании Министерства финансов.
До последнего времени казенное железнодорожное хозяйство являлось убыточным, по-видимому, в значительной степени вследствие всевозможных злоупотреблений со стороны казенного железнодорожного персонала.
[1] 100 копеек.