Несменяемость судей

I. Принцип разделения властей обеспечивает самостоятельность и независимость судебной власти, взятой в целом как совокупности органов, отправляющих правосудие.

Но он не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что в случае, если его деятельность не понравится высшим органам своего ведомства, которым он подчинен (министру юстиции или каким-либо иным), то он может лишиться своего места.

Пока такое опасение возможно, в беспристрастии судей нельзя быть уверенным. Чтобы устранить это, есть одно средство: несменяемость[1] судей. Она состоит в том, что судья не может быть, без собственного желания или судебного приговора, ни удален от занимаемой им должности, ни перемещен на низшую или равную должность, ни оставлен за штатом без содержания.

Обыкновенно несменяемость судей усматривают лишь в том, что судья, однажды назначенный на должность, не может быть удален по чьему-либо распоряжению, а сохраняет право оставаться в ней, пока не будет лишен его по приговору суда. Но для того, чтобы судейская независимость была вполне ограждена, необходимо предотвратить возможность обходов принципа несменяемости, понимаемого в столь узком смысле.

Такие обходы вполне возможны, во-первых, в виде перемещения судьи с занимаемой им должности на другую – низшую или хотя и равную, но в другой местности, что иногда может представлять для судьи такие неудобства, которые заставят его предпочесть выход в отставку[2].

Другой способ избавиться от формально несменяемого судьи состоит в том, чтобы упразднить занимаемую им должность, оставить его за штатом, а затем в случае надобности вновь учредить ту же должность, но заместить ее уже другим лицом.

Так как иногда упразднение должностей представляется необходимым в интересах государства, если, например, число судей в известном округе оказывается превышающим действительную потребность в них, и так как законодательная власть не может отказаться от права уничтожать излишние должности, то для обеспечения судейской независимости достаточно постановить, что судья, в случае упразднения его должности, должен быть либо назначен на равную должность, либо оставлен за штатом с сохранением своего содержания впредь до нового назначения на такую же должность[3].

Поэтому принцип несменяемости должен быть сформулирован шире[4].

Из определения несменяемости видно, что она вовсе не означает полнейшей безответственности судей. Она только устраняет произвол из судейской карьеры, разрывая связь между судьей и тем, кто его назначил[5]. Судья получает независимость, но ответственность с него вовсе не снимается: только он отвечает не в административном порядке, а по суду.

Этим-то «моментом суда и отличается положение судьи несменяемого от сменяемого»[6]. Какой это суд – уголовный или дисциплинарный – вопрос второстепенный: важно лишь, чтобы это был «суд» в строгом смысле слова, т.е. удовлетворяющий всем требованиям рационального судоустройства[7].

Практическое значение несменяемости очевидно. Она ставит судью вне сферы влияния лиц, власть имущих, дает ему «мужество противостоять просьбам и угрозам, откуда бы они ни исходили, поражать виновных, как бы высоко они ни стояли, и слушаться только голоса своей совести»[8].

«Несменяемость нужна для самого судьи – как охрана, для тяжущегося – как гарантия; она необходима для достоинства управления, для святости закона»[9]. «Без нее, – как выразился Жюль Фавр, – судья – не судья, а агент министерства»[10].

II. Принцип несменяемости судей был раньше всего провозглашен в Испании (в 1442 г.), а затем в Германии (в 1495 г.), где после этого неоднократно подтверждался, но в действительности ни там, ни там осуществлен не был.

Практическое применение он получил во Франции, где с половины XV в. французские короли, желая создать себе прочный оплот для борьбы с феодалами в сословии юристов и в чиновничестве, одаряли их разными привилегиями, в том числе несменяемостью.

Впервые Людовик XI постановил в ордонансе 1467 г., что королевские чиновники могут быть удаляемы со службы только в случае нарушения ими служебного долга (forfaiture). Затем принцип несменяемости укрепился во Франции благодаря развившейся системе продажи должностей.

Нуждаясь в деньгах для военных предприятий, французские короли стали продавать государственные должности, которые получили вследствие этого характер частной собственности, не подлежавшей отчуждению со стороны правительства.

Во время революции система продажи должностей была уничтожена; вместе с нею была признана несоответствующей выборному началу замещения судейских должностей и несменяемость.

Вскоре принцип несменяемости был восстановлен и впоследствии подтверждался почти всеми позднейшими французскими конституциями. Это обстоятельство не мешало, однако, правительству постоянно нарушать судейскую несменяемость.

После каждого почти политического переворота восторжествовавшая и достигшая власти партия немедленно начинала так называемое очищение судейского персонала, удаляя судей иного политического направления и заменяя их своими единомышленниками[11].

В текст действующей ныне Конституции 1875 г. принцип несменяемости не внесен, но все-таки считается сохраняющим силу, так что когда в 1883 г. правительству понадобилось приостановить на три месяца его действие, чтобы удалить судей, недостаточно преданных республиканскому образу правления, то был издан с этой целью специальный закон[12].

По действующему законодательству члены общих судов могут быть смещаемы или перемещаемы только в следующих случаях:

1) по достижении предельного возраста (75 лет для членов Кассационного суда и 70 лет для прочих судей);

2) при упразднении должности и

3) по постановлению общего собрания Кассационного суда: а) за проступки, б) при необходимости перемещения ради пользы службы и в) в случае тяжкого и неизлечимого недуга.

Для мировых судей не установлено предельного возраста, а увольнение или перемещение в низший класс может быть производимо по постановлению особой комиссии, состоящей из генерального прокурора, трех членов Кассационного суда и трех директоров департамента Министерства юстиции.

Члены коммерческих судов, избираемые купеческими сословиями на два года, пользуются в течение срока своей службы несменяемостью, подчиняясь дисциплинарной власти министра юстиции и апелляционных судов[13].

В Германии принцип судейской несменяемости получил практическое осуществление значительно позже: только в XIX в., хотя неоднократно признавался как имперским, так и партикулярными законодательствами. Лишь в начале XIX в. южногерманские государства, под влиянием проникших через Францию идей английского судоустройства, установили судейскую независимость.

За ними последовала Пруссия в середине столетия (Констит. 1859 г.) и одновременно с нею Австрия, где, впрочем, окончательное признание независимости и несменяемости судей было сделано только в Конституции 1867 г.[14]

По действующему Германскому уставу судоустройства судьи назначаются пожизненно (§ 6) и могут быть увольняемы, временно устраняемы и переводимы на другие места только по приговору суда, постановленному при наличности указанных в законе причин и при соблюдении предписанного порядка производства (§ 8).

В случае изменения организации судов или судебных округов Министерство юстиции подлежащего государства имеет право перевести судью в другой суд или оставить за штатом с сохранением полного содержания (§ 8). Члены германского Имперского суда подлежат только уголовной ответственности за преступления по службе, означенные в Уголовном кодексе: никакой дисциплинарной власти над ними нет.

Даже в том случае, когда уголовный суд приговорил члена Имперского суда к позорящему наказанию или к тюремному заключению свыше года, виновный может быть уволен от должности не иначе как по постановлению общего собрания суда (§ 128).

Наряду с этими постановлениями сохраняют, однако, силу существующие в отдельных германских государствах дисциплинарные законы, которыми судейская несменяемость в значительной степени ограничивается.

Так, по прусским дисциплинарным законам 1851, 1856 и 1879 гг. судья может быть удален от должности по приговору дисциплинарного суда, и притом не только в случае нарушения судейских обязанностей, но и тогда, когда он своим образом действий либо при исполнении обязанностей, либо вне его показал себя недостойным того уважения и доверия, каких требует его должность.

Затем, судьи могут быть перемещаемы в случае возникновения между ними свойства и увольняемы с пенсией, когда утрачивают способность к исполнению своих обязанностей по причине телесных и душевных недугов. В последнем случае их увольнению предшествует особое производство вроде того, какое установлено в этих же случаях по отношению к членам Имперского суда[15].

Сходные постановления относительно перемещения и увольнения судей в дисциплинарном порядке действуют и в других германских государствах (Баварии, Саксонии и др.)[16], а также в Австрии, с той разницей, что здесь министру юстиции принадлежит право переводить судей в другие округа на время не свыше шести месяцев и перемещать из одного суда в другой в пределах того же округа[17].

В Англии несменяемость судей возникла позже, чем на континенте, но утвердилась гораздо прочнее. Впервые при Вильяме III постановлено в 1700 г., что судьи не могут быть удалены от должности, пока они «себя хорошо ведут» (quamdiu se bene gesserit, during good behaviour), и что увольнение их производится не иначе как по постановлению обеих палат, утвержденному королем, т.е., значит, специальным законом.

Однако несменяемость и этим законом не была еще вполне обеспечена, так как считалось, что со смертью короля все судьи утрачивали свои должности и должны были сызнова назначаться новым королем. Так обстоял вопрос до 1760 г., когда Георг III, вступив на престол, предложил парламенту признать, что судьи назначаются пожизненно.

Немедленно был издан соответствующий закон, который окончательно утвердил судейскую несменяемость, чем вызвал в народе всеобщий восторг[18]. Этот статут сохранил силу до настоящего времени, но он не распространяется на судей графств, которые могут быть смещаемы лордом-канцлером, чему, впрочем, еще не было примера[19].

В Швейцарии члены Союзного суда подлежат увольнению только по приговору уголовного суда, но такого случая тоже еще не бывало[20].

В Соединенных Штатах федеральные судьи могут быть устраняемы от должностей лишь в том случае, когда палата депутатов возбудила против них обвинение в государственной измене, взяточничестве или ином важном преступлении и когда сенат осудил их[21]. До сих пор было четыре случая возбуждения такого преследования против судей, причем два случая окончились осуждением[22].

Против принципа несменяемости выставляются разные возражения; но они основываются по большей части на недоразумениях и неправильном представлении о сущности этого принципа[23].

Так, говорят, что несменяемость не в состоянии улучшить состав судов и сделать плохих судей хорошими, упуская из виду, что она введена не для улучшения личных качеств судей, а для обеспечения их независимости, дающей им возможность сохранять беспристрастие.

Многие смешивают несменяемость с безответственностью[24], другие – с отсутствием служебной карьеры и движения по службе[25]. Наконец, высказывалось даже мнение, что несменяемость несовместима с тем или другим образом правления: во Франции ее считали не согласующейся с республиканской формой правления[26], в Соединенных Штатах – с действительным народовластием[27], а у нас – с монархическим принципом[28].

Уже диаметральная противоположность этих мнений ясно свидетельствует об их ошибочности. И в самом деле, несменяемость судей может существовать всюду, где возможен независимый суд, т.е. она совместима со всякой формой правления, основанной на принципе закономерности.

Единственное, действительно серьезное возражение против принципа несменяемости состоит в том, что он заставляет терпеть на службе таких судей, которые утратили трудоспособность вследствие одряхления.

Но это неудобство нетрудно устранить: нужно приравнять дряхлость к болезни и распространить на судей, потерявших способность выполнять свои обязанности вследствие дряхлости, те правила, которые установлены для случаев потери судьями трудоспособности по причине тяжких болезней.

Принцип несменяемости этим не будет нарушен, если только поставить увольнение судей в зависимость не от усмотрения министра юстиции, а от постановления коллегиального органа власти, самостоятельного и действующего беспристрастно.

Таким органом может быть общее собрание того суда, к которому принадлежит потерявший трудоспособность судья, или общее собрание высшего суда, или даже дисциплинарный суд, если он правильно организован.

Наиболее компетентна в вопросе о трудоспособности судьи та коллегия, к составу которой он принадлежит.

«Сам суд, на месте, лучше знает, кто еще может работать и как велика его рабочая сила, опыт, запас знаний и нравственного влияния на коллегию; сами члены суда непосредственно заинтересованы в том, чтобы не возлагать на отдельных членов работу непосильную, которую пришлось бы нести способным и работящим взамен одряхлевших и обленившихся: никто себе не враг, и коллегия не так-то легко согласится на оставление на службе бесполезного члена»[29].

Если даже судебная коллегия проявит чрезмерную снисходительность по отношению к своему потерявшему трудоспособность члену[30], то в этом тоже не будет большой беды, ибо в таком случае, значит, прочие члены ее согласны работать за своего коллегу и принимают на себя ответственность за надлежащее качество работы.

По отношению к судьям, потерявшим трудоспособность вследствие дряхлости, возможно прибегнуть еще к одной мере с целью побудить их к выходу в отставку: установить предельный возраст, по достижении которого каждый судья подлежит увольнению.

Эта мера имеет ту хорошую сторону, что наперед определяет момент, когда судья обязан оставить службу, вследствие чего отставка не застает его врасплох и он имеет возможность подыскать себе заранее другое занятие и вообще урегулировать свои дела[31].

Но, с другой стороны, установление общего и неизменного предельного возраста страдает тем же недостатком, который присущ всякому общему сроку: произвольностью. Дряхлость наступает не у всех в одни и те же годы. Гладстон, Бисмарк, Тьер, Моммзен и многие другие сохраняли полное обладание своими умственными способностями и трудоспособность до глубокой старости[32], а иные люди уже в 40 лет являются негодными к работе инвалидами.

Далее, житейский и служебный опыт, приобретаемые с годами, особенно важное значение имеют как раз в судейской профессии, которая требует навыка в применении права, знания жизни и людской психологии. Помимо того с годами охлаждаются страсти и приобретается душевное равновесие, столь необходимое для судьи.

«Старик менее отзывчив на злобу дня, более объективен и очень часто более принципиален». Его присутствие в коллегии вносит спокойствие в обсуждение дел и внушает гражданам доверие и уважение к ней[33]. Поэтому, вводя предельный возраст для судей, законодатель рискует лишить правосудие наилучших его жрецов.

Французские писатели свидетельствуют, что закон 1852 г., установивший предельный возраст, привел к весьма вредным последствиям. «Зло, которое причинено им магистратуре, – говорил министр юстиции Беранже, – неизмеримо. Он лишил ее наиболее чтимых светочей; разнуздал алчность; породил скандальные явления чересчур быстрых успехов и преждевременных повышений, глубоко подорвал уважение к старости»[34].

Ввиду этого либо вовсе не следует устанавливать предельного возраста, либо, установив его, все-таки каждый раз представлять на разрешение общего собрания данной судебной коллегии вопрос о потере трудоспособности судьею, достигшим этого возраста[35]. Само собою понятно, что этот вопрос должен быть разрешаем закрытым голосованием.

Предельный возраст установлен в некоторых западноевропейских государствах: во Франции – 75-летний для членов Кассационного суда и 70-летний для членов прочих судов; в Италии – общий 75-летний возраст; в Бельгии – 70-летний для судей первой инстанции, 72-летний – для членов апелляционных судов и 75-летний – для членов Кассационного суда; в Пруссии, Баварии, Саксонии, Бадене и других немецких государствах – 65-летний.

При этом в некоторых странах судьи, достигшие предельного возраста, могут быть увольняемы по усмотрению министра юстиции (во Франции, в Италии)[36], в других – по определению апелляционного или высшего суда (в Баварии[37], Бельгии[38]), в третьих – по постановлению Дисциплинарного суда (в Саксонии[39], Пруссии, Бадене[40]).

IV. Составители Судебных уставов 1864 г. хорошо понимали важное значение несменяемости. В мотивах к ст. 243 они говорят: «Самостоятельность судей, избранных с осмотрительностью, есть, без всякого сомнения, одно из надежных ручательств в правильном совершении правосудия, а потому и одно из главных условий хорошего судоустройства.

Дела судебного ведомства касаются важнейших интересов частных лиц: их гражданской жизни, чести и достояния; в делах этого рода могут быть нередко заинтересованы, или непосредственно, или в качестве покровителей подсудимых и тяжущихся, лица, сильные по своему положению в обществе: поэтому судьи должны быть поставлены в положение сколь возможно более независимое; для достижения сей цели и постановлена настоящая статья».

Согласно этой (243) статье председатели, товарищи председателей и члены судебных мест не могли быть ни увольняемы, ни переводимы из одной местности в другую начальством без их согласия. Увольнению они подлежали только:

1) по приговору уголовного суда (ст. 243);

2) в случае неявки на службу в течение месяца по назначении на должность (ст. 224, 228);

3) в случае неисполнения своих обязанностей по болезни долее года (ст. 229) и

4) в случае личного задержания за долги, объявления несостоятельным должником или присуждения в уголовном порядке к какому-либо наказанию (ст. 295, 296).

Постановление об увольнении делалось в последнем случае Общим собранием кассационных департаментов Сената (ст. 295), а во втором и в третьем случаях – начальством по определению общего собрания того суда, членом которого данный судья состоит (ст. 228–230), причем эти определения могли быть обжалуемы в общее собрание высшего суда (ст. 231).

В дисциплинарном порядке судьи подлежали только предостережениям (ст. 264), а после трех в течение года предостережений предавались уголовному суду (ст. 293).

Строгое и последовательное проведение принципа несменяемости в Судебных уставах 1864 г. поставило русских судей на высокую степень независимости[41]. Но не прошло и четверти века, как был сделан законодательством решительный шаг назад.

Закон 1885 г. учредил высшее дисциплинарное присутствие и предоставил ему право увольнять и перемещать чинов судебного ведомства, по предложению министра юстиции, как за упущения по службе, так и за противные нравственности или предосудительные поступки вне службы (ст. 2952).

Дисциплинарное присутствие составляется из первоприсутствующих кассационных департаментов, всех сенаторов соединенного присутствия первого и кассационных департаментов и четырех сенаторов кассационных департаментов, назначаемых ежегодно по представлению министра юстиции (ст. 1194).

По истребовании объяснения от обвиняемого судьи дисциплинарное присутствие может либо уволить его от должности, либо переместить на равную должность в другую местность (ст. 2952). Как состав дисциплинарного присутствия, так и порядок разбирательства не представляют достаточных гарантий основательности и беспристрастия приговоров.

А именно в состав этого присутствия входят, во-первых, сенаторы I Департамента, не пользующиеся несменяемостью и назначаемые на год по докладу министра юстиции, и, во-вторых, четыре сенатора кассационного департамента, назначаемые на такой же срок и в том же порядке, так что министр юстиции имеет полную возможность влиять на состав дисциплинарного присутствия.

Что же касается самого производства, то оно негласно, происходит в отсутствие обвиняемого и не подлежит обжалованию.

Этому же дисциплинарному присутствию предоставлено разрешение вопроса об увольнении судей, подвергшихся в уголовном порядке какому-либо наказанию (ст. 295), и о временном устранении их в случае привлечения к суду за преступления, не относящиеся к службе и влекущие за собой тюремное заключение или более строгое наказание (ст. 2951).

Еще до издания закона 1885 г. принцип несменяемости судей подвергся ограничению в некоторых частях России.

А именно при введении новых судов в Закавказье (в 1866 г.) министру юстиции было предоставлено право делать изятия из принципа несменяемости по отношению к членам общих судебных мест, каждый раз с Высочайшого разрешения (ст. 448 Учр. суд. уст.), а при судебной реформе в Царстве Польском (в 1876 г.) было постановлено, что судьи делаются несменяемыми по истечении трех лет службы в должностях не ниже судебного следователя и товарища прокурора (ст. 528 Учр.).

Когда предстояло преобразование судебных учреждений в Сибири, Министерство юстиции проектировало установить там такое же ограничение принципа несменяемости, какое существовало в Закавказье.

Но Государственный Совет отверг это предположение, признав, что нет никакого основания делать изятие из «коренного начала Судебных уставов» и что «видеть судей в положении возможно независимом не только желательно, но совершенно необходимо именно в Сибири, где вследствие издавна укоренившихся привычек имеют место сторонние влияния в самых широких размерах»[42].

Основываясь на этом взгляде Государственного Совета, министр юстиции возбудил в 1898 г. вопрос об отмене ограничений принципа несменяемости в Закавказье и Царстве Польском[43], что и последовало в действительности: ст. 528 была отменена, а из ст. 448 Учр. Исключена последняя часть.

Итак, в настоящее время принцип несменяемости формально признан по отношению ко всем членам общих судебных мест повсюду, где действуют Судебные уставы 1864 г.

Но в действительности он легко может быть нарушаем благодаря тому, что судьи подлежат перемещению и увольнению по постановлениям высшего дисциплинарного присутствия, которое ни по своему составу, находящемуся в зависимости от министра юстиции, ни по применяемому порядку производства не представляет достаточных гарантий беспристрастия.

V. При составлении Судебных уставов предполагалось ввести предельный возраст и определить его в 75 лет. Но затем было признано нужным исключить такое правило, «тем более что оно в некотором отношении имеет вид как бы наказания за то, что должностное лицо достигло известного возраста на службе»[44].

Так как никаких иных постановлений относительно увольнения дряхлых судей в Уставах тоже нет, то старческое одряхление может служить у нас причиной увольнения судьи только в том случае, если препятствует ему являться на службу в течение более года (ст. 229).

Законами 1900 и 1902 гг. восполнен пробел в Уставе по вопросу о положении судей, оставляемых за штатом. А именно постановлено, что в случае упразднения должностей судьи либо переводятся на вакантные должности в другие судебные места, либо увольняются, либо оставляются за штатом.

При этом соблюдается такой порядок. Членам судебного места, в котором сокращается число должностей, делается запрос о желании быть переведенными, уволенными или оставленными за штатом. Если никто не изъявит желания, то выбор производится министром юстиции.

Уволенный или оставленный за штатом судья имеет право получить двухлетний оклад жалования, а если он прослужил не менее 10 лет, то и пенсию в таком размере: за службу от 10 до 20 лет – треть оклада жалования, за службу от 28 до 30 лет – 2/3, а свыше 30 лет – полный оклад (ст. 2311–4).

Что касается других категорий судей, то мировые судьи и председатели верхних крестьянских судов (в Прибалтийских губерниях) в вопросе о несменяемости приравнены к членам окружных судов (ст. 71, 72, 76, 264, 270 Учр. суд. уст.).

Изъятие сделано для Закавказья, где мировые судьи подлежат перемещению в дисциплинарном порядке (ст. 454 Учр.); для Прибалтийских губерний, где от министра юстиции зависит их увольнение (ст. 582, 565); для Царства Польского и Сибири, где министру предоставлено право как увольнения, так и перемещения их (ст. 511, 628, 652), причем в Царстве Польском министр обязан действовать по соглашению с варшавским генерал-губернатором.

Городские судьи тоже приравнены к членам окружных судов, но с существенным отступлением: они могут быть увольняемы министром юстиции, согласно постановлениям консультации, учрежденной при Министерстве юстиции (ст. 7 Прав. устр. суд. ч.) и состоящей из чиновников министерства и обер-прокуроров департаментов Сената (ст. 770 Учр. мин.).

Из прочих судей в наиболее благоприятном положении в лучшем даже, чем члены общих судебных мест, находятся волостные судьи в Прибалтийских губерниях.

Они могут быть «исключаемы из службы и отрешаемы от должности только по приговору уголовного суда» (ст. 62 кн. 1 Вол. суд. уст.), а также в случае объявления их несостоятельными должниками и предания суду или осуждения за преступление, влекущее за собою наказание не ниже тюремного заключения (ст. 63).

Волостные судьи в местностях, где введены земские начальники, временно устраняются от должностей земскими начальниками (ст. 62 Полож. о зем. нач.), а удаляются – уездным съездом (ст. 98 того же Полож.). В прочих местностях, где действует Общее положение о крестьянах, волостные судьи увольняются от должностей сходами (ст. 194 Общ. пол. крест.).

Гминные судьи и лавники в Царстве Польском подлежат увольнению по усмотрению министра юстиции (ст. 497 Учр. суд. уст.).

В совершенно исключительное положение поставлены у нас сенаторы. Кассационные департаменты Сената входят в состав Сената, а не судебных учреждений (ст. 114 и сл. Учр. суд. уст.).

О дисциплинарном надзоре за ними и об ответственности их в судебных уставах ничего не говорится, а в Учреждении Правительствующего Сената сказано, что «если бы паче чаяния кто-либо из сенаторов при исполнении его должности преступил пределы установленного порядка, то министр юстиции обязан донести о сем Императорскому Величеству» и что «сенаторы за преступление должности судятся в кассационных департаментах Сената, в судебном их присутствии» (ст. 247, 248). Случаев предания сенаторов суду не бывало, но увольнение без прошения случалось.

Проект новой редакции Учреждения судебных установлений, оставаясь принципиально на точке зрения закона 1885 г., вводит некоторые улучшения в деталях, но по существу ухудшает положение судей.

Так, представление об увольнении судьи по причине неявки его на службу в месячный срок или неисполнения судейских обязанностей по болезни более года делается уже не общим собранием данного судебного места, а только Дисциплинарным присутствием его, состоящим из председателя и товарищей председателя подлежащего судебного места (проект, ст. 27 и 52).

Высшее же дисциплинарное присутствие заменено просто соединенным присутствием I и судебных кассационных департаментов Сената, состоящим всего из семи членов (ст. 60).

Все постановления этого присутствия по вопросу об увольнении или перемещении судей представляются министром юстиции на Высочайшее усмотрение (ст. 305), т.е. не только обвинительные, но и оправдательные, вследствие чего может случиться, что оправданный судья все-таки «будет уволен, так как министр юстиции, при докладе Государю, от которого при проектируемом порядке будет зависеть исход дела, имеет полную возможность представить объяснения в желательном для него смысле»[45].

Что касается вводимых проектом улучшений, то они заключаются в лучшей редакции и систематизации постановлений об увольнении судей и в дополнении причин увольнения еще одною: потерею трудоспособности вследствие старческого одряхления и немощи (ст. 304).


[1] Анциферов, К учению о несменяемости судей по Суд. уст. 20 ноября 1864 г. (Журн. гражд. пр., 1884, № 9, перепеч. в его «Сборнике статей», 1898); Завадский, Несменяемость судьи и его независимость (Труды каз. юрид. общ. 1903 г., изд. и отдельно, 1904);

Палаузов, Судебная реформа во Франции (Журн. гражд. пр., 1882, кн. 7); Тальберг, Несменяемость судей во Франции (Юрид. вестн., 1883, № 1); Филиппов, I, гл. III; Фойницкий, I, § 89–91; Тальберг, I, § 81–83.

Pirard, Inamovibilité de lа magistrature et la necessité de la maintenir, 1879; Pelletan, La magistrature (без означения года, против несменяемости, по поводу проекта Беранжэ); Martin-Sarzeaud, Recherches historiques sur l’inamovibilité de la magistrature, 1881; Desjardins, Etudes sur l’inamovibilité de la magistrature, 1880.

Inamovibilité de la magistrature dans l’ancienne France, 1880 (содержание этого сочинения изложено в Журн. гражд. пр., 1881, кн. 31); Jeanvot, I, l’inamovibilité; Сarisch, De l’inamovibilité de la magistrature, 1909; Manfredini, 441 ss. См. также сочинения, указанные на с. 61–62.

[2] Piola-Caseli, 336–337.

[3] Фойницкий, I, 246–247.

[4] Carich, 3.

[5] Fuzier-Hermain, 296.

[6] Завадский, 5.

[7] Там же, 8–9.

[8] Garsonnet, I, 207.

[9] J. Simon, La liberté politique, 1881, 185.

[10] Favre, 101. Чрезвычайно картинно и ярко изобразил значение несменяемости Роайе-Колляр:

«Когда власть, назначая судью от имени общества, приглашает гражданина занять эту выдающуюся должность, она говорит ему: «Орган закона, будь, как он, бесстрастен. Все страсти будут трепетать вокруг тебя, твоей души пусть они никогда не смутят.

Если, по моему ли собственному заблуждению, благодаря ли влияниям, от которых мне самой было бы вредно вполне обеспечить себя, у меня вырвутся несправедливые приказания, – не слушайся моих повелений, сопротивляйся моим прельщениям, противостои моим угрозам. Пусть при входе в суд в глубине твоего сердца не останется ни боязни, ни надежды. Будь бесстрастен, как закон!»

Гражданин отвечает: «Я – только человек, а ты требуешь от меня сверхчеловеческого. Ты слишком сильна, а я слишком слаб; я паду в этой неравной борьбе. Ты не захочешь признать тех поводов к сопротивлению, на которые сейчас сама мне указываешь, и накажешь меня за это сопротивление.

Я не могу постоянно быть выше самого себя, если ты не защитишь меня сразу и от себя, и от тебя. Излечи же мою слабость. Избавь меня от страха и от надежды. Пообещай, что я сойду с судейского места только тогда, когда будет доказано, что я изменил обязанности, которую ты на меня налагаешь».

– Власть колеблется: в природе власти медленно отказываться от своего произвола. Наконец, она, убедившись на опыте в истинных своих выгодах и покоряясь все растущей силе обстоятельств, говорит судье: «Ты будешь несменяем».

Таковы происхождение и мотивы, история и теория принципа несменяемости, принципа абсолютного, которого нельзя изменить, не уничтожив его, который гибнет целиком при малейшем ограничении… к которому стремится каждое общество, еще не получившее его, и которого не упускает ни одно общество, если оно еще не впало в рабство, принципа, наконец, который всегда подвергался и подвергается угрозам со стороны нарождающейся тирании и уничтожается тиранией всемогущей» (цит. у Picot, 70–72).

[11] Палаузов, 85 и сл

[12] Сarisch, 18–19, 35; Эсмен, 287.

[13] Garsonnet, Précis, No. 39, 40; Carisch, 45–47. Сходные с французскими постановления действуют в Бельгии и Италии. Наиболее существенные отличия состоят в том, что в Бельгии несменяемость распространяется на всех судей, даже на низших, а в Италии ею начинают пользоваться судьи после трех лет службы и, кроме того, допускается перемещение судей в другие округа по распоряжению Министерства юстиции, на основании заключения комиссии из членов и прокуроров Римского кассационного суда (Piola-Caselli, 199 ss., З35 ss.; Mattirolo, Istituz., No. 34).

[14] Aubin, 6 ff.

[15] Aubin, 27 ff.; Каdе, 227–229.

[16] Aubin, 32 ff.; Каdе, pass.

[17] Aubin, 41 ff.

[18] Бeнтам, 68, прим.; Franqueville, I, 383–384.

[19] Franqueville, 403.

[20] Ulrich, Die Bestellung der Gerichte in den modernen Republiken, 1904, 74–75.

[21] Ib., 37 ff.

[22] Ib., 40; Nerincx, 27, 81.

[23] Маnfredini, 442 ss.

[24] Pelletan, 9: «Несменяемость – не что иное, как безответственность. Безответственность означает безнаказанность, а безнаказанность всегда служит поощрением ко всему дурному, скрывающемуся в человеке». Ср.: Бентам, 69–71; Jeanvrot, II, 60.

[25] «Какое безумие, – восклицает Луи Блан, – сделать судью несменяемым! Видя, что все вокруг меняется, тогда как он неподвижен, он может вообразить, что принадлежит к иной расе, нежели граждане, которые обращаются к нему с просьбами, но никогда не будут его судьями» (Desjardins, 9).

[26] Указания см. у Picot, 102.

[27] Ulrich, 47.

[28] Указ. у Завадского, 9–10.

[29] Даневский, 66.

[30] Во Франции по закону 1824 г. вопрос о неспособности судей продолжать исполнение своих обязанностей по причине тяжких и неизлечимых недугов разрешался апелляционными судами.

Закон 1883 г. возложил эту функцию на Кассационный суд вследствие того, что апелляционные суды проявляли излишнюю снисходительность по отношению к своим членам и членам судов первой инстанции, об увольнении которых возбуждалось производство (Сarisch, 65–67).

Нельзя не заметить, однако, что Кассационный суд не может располагать достаточными сведениями о деятельности всех членов судебного ведомства и судить о пригодности или непригодности их к отправлению служебных обязанностей.

[31] «Многие из судей, – говорит Пико, – даже среди членов Кассационного суда удовольствовались бы такою мерой, как отмена 70-летнего предельного возраста и сохранение для всей магистратуры однообразного возраста в 76 лет.

Они утверждают, что всякий закон, возлагающий на судей тягостную миссию объявлять неспособным одного из своих коллег, останется мертвой буквой; что необходимо установление общего правила, независящего от человеческой слабости: что на склоне лет исполнение ежедневных обязанностей должно уступить место размышлениям более высокого порядка; что между обыденными треволнениями и концом жизни необходимо углубление в самого себя; что если сам человек не в силах принудить себя к этому, то закон должен назначить срок; что если этот срок одинаков для всех, то ему будут подчиняться без выражения неудовольствия» (Picot, 354).

[32] Кони, Предельный возраст судей (Журн. М. Ю., 1894, № 3, перепеч. в его сборнике «За последние годы», 1896, 525–526).

[33] Там же, 536.

[34] Favre, 61. «Из судебного ведомства, – писал знаменитый парижский адвокат Одиллон Барро, – удалили всех старых судей подобно тому, как в лесной чаще вырубают старые деревья, чтобы дать жизнь и свет молодым. К этому применяют термин, употребительный в армии: облегчить движение. Но цель совершенно не была достигнута.

В то время как старые судьи, осужденные на смерть в определенный день, обескураженные, деморализованные, уже задолго до срока стали более чем небрежно относиться к исполнению обязанностей той карьеры, в которой для них уже не было будущности, наряду с ними появилась пылкая молодежь, высчитывающая с нетерпением и ожидающая осуществления шансов на повышение, которое ей обещал роковой закон…

Ах, если бы в то время, когда я имел честь выступать перед всеми этими маститыми магистратами Кассационного суда – Генрионом де Панси, Гандоном, Карно, Лапаньи и другими, которые все уже перешагнули за 80 лет и запечатлевали свои решения столь великим авторитетом именно вследствие своей долголетней опытности, если бы мне сказали, что наступит день, когда их могут изгнать из святилища, как признанных неспособными, я возопил бы о кощунстве» (Barrot, 78–79).

[35] Дановский, 66. Cp. Manfredini, 200.

[36] Gаrsоnnet, 42; Рiоlа-Cаsеlli, 340.

[37] Kаdе, 132–133.

[38] В Бельгии судьи по достижении предельного возраста обязаны подать в отставку, если же они не сделают этого в течение месяца по получении соответствующего предложения со стороны председателей апелляционного или кассационного судов, то вопрос об их увольнении разрешается по отношению к членам кассационного суда – общим собранием этого суда, а по отношению к прочим судьям – общим собранием апелляционного суда по ознакомлении с письменным объяснением судьи, о судьбе которого идет речь (Piola-Caselli, 199–200).

[39] В Саксонии распоряжение министра юстиции об увольнении судьи может быть обжаловано в Дисциплинарный суд при апелляционном суде (Kade, 261).

[40] Aubin, 29–30; Kade, 108.

[41] Единственный недостаток этих правил – отсутствие указания относительно положения судьи в случае упразднения его должности. В этом пункте была оставлена возможность обхода принципа несменяемости, чем министерство и пользовалось на практике.

[42] Журн. Госуд. Сов., 6 апр. 1896, № 63 (привед. у Шрейбера, 522).

[43] Шрейбер, 441–442.

[44] Объясн. к ст. 226 Учр. суд. уст.

[45] Михайловский, 286.

Евгений Васьковский https://ru.wikipedia.org/wiki/Васьковский,_Евгений_Владимирович

Русский и польский цивилист и процессуалист, адвокат и судья.

You May Also Like

More From Author