Несменяемость есть право оставаться на должности судьи и получать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будет ли то власть верховная или подчиненная[1]. Должность, несменяемым лицом занимаемая, не может быть предметом ничьего распоряжения; назначения, на занятую должность последовавшие, недействительны.
Право несменяемости принадлежит должностным лицам судейского звания – первоприсутствующим и сенаторам кассационных департаментов, председателям и членам судебных палат, председателям, товарищам председателей и членам окружных судов, судебным следователям, а срочная несменяемость – и мировым судьям.
Впрочем, позднейшей практикой Министерства юстиции введены вопреки закону исправляющие должность судебных следователей, не пользующиеся несменяемостью. Сам закон не обеспечивает несменяемости для судей Тифлисского округа, а чины общих судебных мест Варшавского округа получают право несменяемости только прослужив не менее трех лет в должности. Городские судьи и земские начальники правом несменяемости не пользуются.
Несменяемость предполагает пожизненность должности. Однако в этом смысле несменяемость обеспечена лишь для должностей судейского звания в общих судебных местах. В мировых же установлениях она не могла быть выдержана благодаря выборному порядку и заменена срочной несменяемостью, обеспечиваемой лишь на избирательный трехлетний период.
В течение его судья не может быть смещен со своей должности иначе как по причинам, устраняющим несменяемость пожизненную; но с наступлением новых выборов участь судьи переходит в руки избирателей. Мировой судья, не избранный на новое трехлетие, увольняется со службы выборным правом общества, без всякого в том участия правительственной власти.
На тот же трехлетний срок избираются председатель съезда и непременный член его. Не подлежит сомнению, что такая срочная несменяемость не обеспечивает интересов правосудия, особенно при столь незначительных сроках, какие приняты у нас. Едва избранный судья начинает знакомиться с делом и населением, ему уже грозит перспектива забаллотирования.
Опасение быть не избранным может побуждать его вступать в компромиссы с лицами, влиятельными на выборах, ко вреду для правосудия. Частые избрания уменьшают вместе с тем и авторитет судей в глазах населения, которое привыкает видеть в них людей зависимых[2].
Уже составители судебных уставов сознавали дурные стороны этого правила; соединенные департаменты Государственного совета в 1864 г. признали, что “краткость этого срока может иногда на практике быть поводом к различным неудобствам, а между прочим на сем основании могут по случающимся нередко на выборах действиям партий быть устраняемы люди, вполне достойные и уже приобретшие опытность в трудных занятиях мировых судей”.
Потому тогда же положено было предоставить министру юстиции сообразить, не следует ли увеличить срок, на который должны быть избираемы мировые судьи, и до истечения первого трехлетия первоначальных выборов внести свои соображения в Государственный совет. К сожалению, ничего по этому важному предмету сделано не было.
Несменяемость устанавливается в общих интересах должности, а не в частных интересах занимающего ее. Поэтому несменяемость не дает права распоряжаться своей должностью, уступать ее другим лицам. На том же основании, как увидим, она не освобождает занимающего должность от исполнения обязанностей, с ней соединенных.
Для того чтобы принцип несменяемости имел реальное значение и на самом деле обеспечивал судейскую независимость, недостаточно ограничиться провозглашением голого правила, по которому судьи, раз назначенные, не подлежат увольнению по усмотрению власти. Опыт выяснил необходимость следующих еще постановлений, без которых правило о несменяемости превращается в мертвую букву.
Во-первых, право несменяемости должно быть поставлено под судебную защиту, и колебание его возможно только в судебном порядке.
Во-вторых, судья должен быть обеспечен не только против произвольных увольнений, но и против произвольных переводов его с одного места на другое. Перемещения судей, особенно на значительные расстояния, могут вести к разорению их и превращаться в принуждение выйти в отставку.
Потому-то судебные уставы (ст. 243 УСУ) запрещают не только увольнение без прошения председателей, товарищей председателей и членов судебных мест, но и перевод из одной местности в другую без их согласия.
Только судебные следователи могут быть переводимы из одного участка в другой того же округа, но не иначе как по постановлению общего собрания суда (ст. 227 УСУ), а Высочайше утвержденным 9 июня 1879 г. мнением Государственного совета предоставлено общим собраниям судебных палат с утверждения министра юстиции переводить судебных следователей из одного судебного округа в другой той же палаты, если потребовалось изменить распределение должностей судебных следователей, что предоставлено министру юстиции.
В тех случаях, когда ввиду такого изменения требуется перевод следователей из округа одной палаты в другую, он разрешается не палатой, а соединенным присутствием Сената (ст. 801 УСУ).
В-третьих, судейская несменяемость должна быть обеспечена на случай совершенного упразднения должности, судьей занимаемой. Право учреждения судебных должностей принадлежит законодательной власти; ей не может быть отказано и в праве упразднения существующих должностей по общегосударственным соображениям вследствие оказавшейся ненужности их или необходимости реформы.
Но участь судьи не должна стоять в зависимости от таких распоряжений; ему должна быть или немедленно предоставлена соответствующая по положению и содержанию должность, или же государство обязано принять на себя выдачу ему полного содержания во все время нахождения за штатом.
К такому правилу западные законодательства пришли ввиду указаний опыта; Наполеон I весьма легко обходил начало несменяемости, упраздняя сами должности или даже давая лишь судебным местам новые названия. К сожалению, этого правила не знают судебные уставы, почему в случаях упразднения должностей наши судьи оставляются за штатом “на общем основании”, в явное нарушение принципа несменяемости.
Комиссия 1894-1899 гг. подробно остановилась[3] на вопросе о влиянии упразднения должности на положение судей, предусмотрев при этом три возможные комбинации:
первая – когда одновременно с упразднением должностей в одном округе учреждается равное число таких же новых должностей в другом округе;
вторая – когда хотя новых должностей не учреждается, но в среде членов судебного места, где должность упраздняется, оказываются желающие остаться за штатом;
и, наконец, третья – когда таких желающих не оказывается.
В первом случае министру юстиции предоставляется представить к переводу на новые должности тех судей, занимающих упраздняемую должность, которые изъявят на то согласие, а при отсутствии такого согласия – по собственному его представлению.
Во втором случае упраздняемая должность освобождается через увольнение или отчисление за штат того сокращаемого состава, который изъявит на то свое желание. Наконец, в последнем случае увольнение или отчисление за штат делается по представлению министра юстиции (ст. 306 проекта).
При этом лицам судейского звания, оставляемым за штатом помимо их о том просьбы, предположено впредь до определения их на новые должности выдавать, смотря по их желанию, полное жалованье по упраздненной должности в течение двух лет или половинное – в течение четырех лет (ст. 334 проекта).
В-четвертых, запрещая произвольные смещения, необходимо принять некоторые меры и для ограждения судейской независимости от произвольных наград[4]. Сменяемость рассчитывает на страх, награды по усмотрению подчиняют судей правительству возбуждением надежды на улучшение участи.
Потому председатели, товарищи председателей, члены судебных мест и мировые судьи удостаиваются наград единственно по личному усмотрению Императорского Величества (ст. 248 УСУ), не получая во время нахождения на этих должностях и чинов в общем порядке чинопроизводства (ст. 239-242 УСУ).
Потому же и занятия, которые могли бы подчинить судью другим властям, составляют препятствие для вступления в судебную службу и не могут быть исполняемы по получении судейского звания.
[1] В том же широком смысле судейская несменяемость понималась составителями уставов 20 ноября и применялась в первоначальной практике. Право несменяемости начинается с момента утверждения в должности.
[2] Во Франции двухлетний срок для мировых судей не мог быть выдержан даже в течение восьми лет.
[3] Объяснит. зап. к проекту новой редакции УСУ. Т. II. С. 297 и сл.
[4] Нигде на континенте Европы судебная власть не гарантирована вполне в этом отношении от власти правительственной. Лишь в Англии судьи не зависимы от правительства и по стимулу надежды. Судьи высшего суда назначаются не из мировых или полицейских судей, а из членов независимых адвокатских корпораций.