Как уже было указано в параграфе, посвященном изложению прав монарха в области управления, высшее руководительство внешними сношениями принадлежит императору.
Непосредственным помощником монарха в этом случае является министр иностранных дел с подчиненными ему учреждениями[1]. Сношения с иностранными государствами в общем порядке происходят через посредство дипломатических и консульских агентов русских за границей и иностранных в России.
В особых отношениях находится Российская империя с Хивой и Бухарой.
В 1873 г. Хивинское ханство было занято русскими войсками, но окончательно не присоединено к России. Хивинский хан признал себя “покорным слугой императора всероссийского” и отказался “от всяких непосредственных сношений с соседними владетелями и ханами без ведома и разрешения высшей русской власти в Средней Азии”.
Таким путем было установлено покровительство России (протекторат) над Хивой. Россия выговорила себе исключительное право судоходства по Амударье; русские купцы пользуются доступом во все места ханства без уплаты всяких торговых повинностей.
Русские подданные могут приобретать в ханстве недвижимые имущества, причем налоги с этих имуществ устанавливаются по соглашению с русской высшей властью в Средней Азии (Туркестанским генерал-губернатором).
Протекторат над Бухарой осуществляется на более льготных для нее условиях. Русские подданные пользуются в Бухаре правом судоходства, торговли и владения недвижимостью наравне с бухарцами.
Но большая независимость Бухары выражается в том, что для постоянных сношений с высшей русской властью в Средней Азии эмир назначает своего представителя; в свою очередь при эмире находится постоянный уполномоченный русской власти.
[1] Об этом смотри выше, § 14.