Отсутствие обязательного государственного страхования от несчастных случаев восполняется, впрочем, в известной степени законом 2 июня 1903 года об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими.
Владельцы предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности обязаны вознаградить рабочих за утраченную долее чем на три дня трудоспособность от телесного повреждения, причиненного им работами по производству предприятия или произошедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства.
До издания закона 2 июня 1903 г. предприниматель отвечал, по гражданским законам, за несчастье с рабочими только тогда, когда потерпевшие могли доказать на суде, что это несчастье произошло по его вине или по вине его уполномоченных. Закон 2 июня заменил эту ответственность за вину более широкой ответственностью за профессиональный риск.
В огромном большинстве случаев увечье рабочего имеет своей причиной не чью-либо вину, а самые условия и всю обстановку производства. Занимая в этом производстве рабочего, предприниматель, вместе с выгодами от предприятия, должен нести и риск, связанный с этой возможностью несчастных случаев.
По закону 2 июня, владелец предприятия освобождается от обязанности вознаградить рабочего лишь в том случае, если он докажет, что “причиной несчастного случая был злой умысел самого потерпевшего или грубая неосторожность его, не оправдываемая условиями и обстановкой производства работ”.
Вознаграждение потерпевших производится в виде пособий и пенсий. Пособия назначаются в случае временной утраты трудоспособности в размере половины действительного заработка потерпевшего.
Пенсии назначаются в случаях постоянной утраты трудоспособности: при полной ее потере – в размере 2/3 годового содержания потерпевшего, а при неполной – в уменьшенном размере, смотря по степени ослабления трудоспособности.
Если потерпевший умрет не позднее двух лет со дня несчастного случая, владелец предприятия обязан выдавать пенсии вдове, детям и близким родственникам, состоявшим на иждивении умершего.
Вдове полагается пенсия в размере 1/3 годового содержания потерпевшего; общая совокупность пенсий семье не должна превышать 2/3 этого содержания. Пенсии, по взаимному соглашению сторон, могут быть заменяемы единовременными выдачами в размере десятикратного годового оклада пенсии.
Закон 2 июня не разрешает в надлежащей мере вопроса об обеспечении потерпевших от несчастных случаев. Этот закон совсем не распространяется на ремесленников, кустарей, на рабочих, занятых в сельском хозяйстве, на постройках, в транспорте и т. д. Начало профессионального риска проводится не вполне последовательно: владелец предприятия может слагать с себя ответственность ссылкой на “грубую неосторожность” рабочего.
Инвалиды и старики
Вопрос об обеспечении инвалидов и стариков в Германии разрешается с помощью особого вида обязательного государственного страхования на случай инвалидности и старости, введенного с 1891 г. Под инвалидностью понимается утрата трудоспособности, продолжающаяся более полугода, если она происходит не вследствие несчастного случая на работе и до достижения человеком 70 лет.
Под старостью разумеется возраст по достижении 70 лет, когда уже по общему правилу утрачивается трудоспособность. Страхование инвалидности и старости обязательно в Германии для очень широкого круга лиц: оно обнимает рабочих в промышленности, ремеслах, торговле и сельском хозяйстве, домашнюю прислугу, а также служащих в казенных канцеляриях и частных конторах.
Расходы распределяются пополам между рабочими и работодателями; кроме того, государственное казначейство приплачивает к каждой пенсии ежегодно по 50 марок. В зависимости от величины взносов, размер старческой и инвалидной пенсии колеблется в Германии между 110 – 500 марками в год (52 – 235 руб.), причем старческая рента обыкновенно ниже инвалидной.
Во Франции закон 15 июня 1905 г. делает попытку разрешить ту же задачу путем обязательного призрения престарелых, немощных и неизлечимо больных. По названному закону, всякий француз, лишенный средств к существованию и неспособный к работе, получает призрение, если он достиг 70 лет или неизлечимо болен.
Обязанность оказывать призрение возлагается, по преимуществу, на общину, по месту жительства призреваемого. Призрение осуществляется или помещением призреваемого, с его согласия, в богадельню, или выдачей ему ежемесячной пенсии от 5 до 80 франков.
В России образование особой “государственной кассы для обеспечения рабочих на старость и нетрудоспособность и на случай смерти” остается еще в области законопроектов.