Сверх юридических познаний для замещения должностей судебного ведомства, начиная с помощника секретаря окружного суда (ст. 211 УСУ), требуется практическая опытность в судебных делах. Она достигается последовательно кандидатурой и прохождением штатных судебных должностей.
Институт кандидатов на должности по судебному ведомству (ст. 407-419 УСУ), по мысли составителей уставов, должен был стать зерном нового судебного сословия, рассадником русской магистратуры. Он предназначался для молодых людей, получивших высшее юридическое образование, но отличался отсутствием стройной организации и устойчивого положения.
Кандидаты назначались разными чинами судебного ведомства – министром юстиции, председателями палат или окружных судов, обер-прокурорами кассационных департаментов, не имели прочного судебного положения, не получали штатного содержания, должны были исполнять различные поручения судебных мест и прокуратуры, будучи разбросанными по всему судебному ведомству, так что действительного надзора за ними не существовало и судебная карьера их не была сколько-нибудь обеспечена.
Не имеющие протекции оставались кандидатами долгие годы, не видя никакого выхода и называя себя сами “илотами судебного ведомства”.
К изменению этого положения направлен был закон 24 ноября 1891 г. Он сосредоточивает назначение кандидатов в руках старших председателей судебных палат по соглашению с прокурорами палат, непосредственно или по представлениям председателей окружных судов, определяет их при палатах и окружных судах и разделяет их на старших и младших, присваивая старшим служебные права помощника секретаря окружного суда, а младшим – помощника секретаря при мировом съезде.
Младшие кандидаты жалованья не получают; в этом звании они состоят до двух лет, но в случае болезни или по другим причинам могут быть оставлены в нем до трех лет, после чего отчисляются от этого звания; нормально же по истечении полутора лет они могут получить от суда или палаты, при которых состоят, удостоверение в приобретении ими достаточной практической подготовки для самостоятельных занятий по судебной части.
Одно время явилась мысль выдавать такие свидетельства по экзаменам, но затем она была отброшена. Старшим кандидатам за усердную службу могут быть присваиваемы штатные оклады (600 р. ежегодно), назначаемые старшим председателем по соглашению с прокурором палаты, а не получающим штатного содержания могут быть производимы единовременные пособия из особой суммы.
Руководство занятиями всех кандидатов и надзор за ними принадлежит председателям и прокурорам тех судебных мест, при которых они состоят; они могут быть назначаемы в канцелярии суда и прокуроров, в нотариальный архив, в камеры судебных следователей, уездных членов и товарищей прокурора, а старшие кандидаты могут быть командируемы общим собранием окружного суда к исполнению обязанностей судебных следователей и городских судей; председатель может возлагать на них защиту подсудимых; прокурор судебной палаты по соглашению со старшим председателем – исправление должности товарища прокурора окружного суда.
По истечении полутора лет старшие кандидаты могут просить от председателей соответствующих окружных судов выдачу свидетельства в том, что они доказали на службе свои познания по судебной части, и получившие такие свидетельства представляются на должности судебных следователей, городских судей, товарищей прокурора окружного суда и др., по определению министра юстиции замещаемые, или же командируются для занятия в центральном управлении Министерства юстиции и в канцеляриях Сената.
Для замещения судебных должностей требуется предварительное занятие судебной практикой или в звании кандидата, или по канцелярии суда, или в адвокатуре.
Иностранные законодательства сравнивают с этим профессуру в юридических факультетах, что предполагалось и при составлении судебных уставов, но отклонено по ходатайству Министерства народного просвещения, опасавшегося, что при принятии такой меры наши юридические факультеты опустеют.
Комиссия 1894-1899 гг. предположила изменить это положение. Предварительное прохождение судебной службы требуется в различном объеме, а именно:
для получения должности члена окружного суда – служба не менее трех лет по судебному ведомству в званиях не ниже секретаря окружного суда (ст. 203 УСУ) или не менее десяти лет в звании присяжного поверенного (ст. 205 УСУ);
для должности председателя, или товарища председателя окружного суда, или члена судебной палаты – служба не менее трех лет по судебному ведомству в должностях не ниже членов, прокуроров окружного суда (ст. 204 УСУ);
для должности председателя судебной палаты – не менее трех лет судебной службы и в должностях не ниже прокурора или члена палаты, председателя или товарища председателя окружного суда (ст. 207 УСУ);
для должности сенатора кассационного департамента – не менее трех лет службы в должностях обер-прокурора, товарища обер-прокурора, председателя, члена или прокурора судебной палаты (ст. 208 УСУ).
Впрочем, эти постановления закона ничем не ограждены, и практика прежнего времени представляла немало примеров уклонения от них. При отсутствии правильно поставленных испытаний, простых или – еще лучше – конкурсных, они представляются благопожеланиями, а не твердыми правилами закона.
Некоторые должности по судебному ведомству предполагают имущественный ценз; так, судебные приставы и нотариусы представляют залог в определенной законом сумме.