Какой бы, однако, широкой ни была школьная реформа, она одна еще не разрешает проблемы народного образования. Задача школы не идет дальше подготовки своих питомцев к усвоению научного знания.
Правильно организованная народная школа должна приблизить население к науке, но она еще не вводит его в мастерскую научного знания. Это – задача университета в широком значении этого слова. Университет должен составить, таким образом, необходимую заключительную часть народного образования.
Идея распространения научного знания в широких слоях населения является идеей новейшего времени. Первые опыты ее осуществления остаются пока почти всецело в области частной инициативы: современные государства еще не прониклись сознанием того, что народный университет должен составить столь же необходимую публичную службу, как и народная школа.
Возникновение народных университетов относят к 1873 году, когда в Англии, по почину кембриджского профессора Джемса Стюарта, было приступлено к устройству в крупных центрах систематических лекций университетского типа.
Существенной чертой “распространения университетского образования” (university extention) в Англии является то обстоятельство, что оно, при всей своей подвижности, выдерживает, в общем, характер университетского преподавания. Благодаря этому открывается даже возможность приравнивать занятия в народных университетах к образованию в правительственном университете.
Так, Кембриджский университет находит возможным приравнять три сезона занятий в народных университетах (в девятимесячный сезон следует прослушать 6 курсов по 12 лекций или 12 курсов по 6 лекций – по связанным общим содержанием предметам) одному году занятий в старом университете.
Из Англии движение народных университетов перебросилось в Америку. Кроме английской – лекционной формы, оно усвоило здесь еще и другую форму: форму университетского образования по переписке.
В местечке Шотоква, на полдороги из Нью-Йорка в Чикаго, сорганизовался в 1878 г. особый литературный и научный кружок, поставивший своей задачей содействие научному самообразованию отдельных лиц и целых кружков посредством письменных сношений.
С этой целью была выработана четырехгодичная программа домашнего чтения по целому ряду предметов с указанием литературы, с пояснительными вопросами и пр. Для постоянных сношений студентов с их руководителями издается особый журнал.
Дальнейшему углублению знаний служат летние съезды учащихся в Шотокве, где к их услугам лаборатории, музеи и библиотеки. Успех этого предприятия сделал его предметом широкого подражания в Америке и в Европе и, в частности, у нас, в России: всем известна деятельность московской комиссии по организации домашнего чтения, функционирующей с 1893 г. при учебном отделе общества распространения технических знаний.
В том же 1878 г., когда образовался кружок в Шотокве, делается первая попытка устройства народных университетов в Германии: мы имеем в виду учреждение Гумбольдтовской академии в Берлине. Позднее для преподавания естествознания устраивается “Урания”. Академия имеет несколько аудиторий в разных частях города, где читаются систематические курсы в 10 – 12 лекций по университетскому типу.
В девяностых годах народные университеты возникают в Австрии – в Вене. Здесь особенно тщательно проводится начало децентрализации лекций: лекции переносятся на окраины, в рабочие кварталы.
Для устройства районных чтений город бесплатно предоставляет помещение общинных собраний, гимназии – свои актовые залы. Кроме того, народные университеты могут пользоваться институтами Венского университета, но только такими, которые помещаются вне его главного здания.
В конце девяностых годов народные университеты начинают организовываться во Франции. Почин был положен рабочим, типографщиком по профессии, Дегермом. Еще в 1894 году он устраивает общество “кооперации идей” для высшего образования и этико-социального воспитания народа.
С помощью этого общества Дегерм организует ячейки народного университета; начало их деятельности относится к 1900 году. Эти ячейки носят разные наименования: “Солидарность”, “Союз”, “Очаг народа”, “Пробуждение”, “Эмансипация” и т. д.
Особенность организации – широкая автономность отдельных ячеек как в отношении направления курсов, так и в смысле педагогической постановки. В 1904 г. возникла национальная федерация народных университетов во Франции.
У нас в 1906 г. образовались общества народных университетов в обеих столицах и в некоторых провинциальных городах. В 1908 г. был учрежден в Москве, независимо от московского общества народных университетов, городской народный университет имени А. Л. Шанявского.
В этом университете в настоящее время формируются два факультета с законченной программой: факультеты естественноисторический и общественно-философский. В городской университет могут поступать лица обоего пола не моложе 16 лет, без различия национальности и вероисповедания.
Задача народных университетов в России, где еще отсутствует правильно и широко поставленная народная школа, в высокой степени трудна. К тому же в деятельности народных университетов много сил уходит на приспособление к местным условиям – к условиям исторического момента.
И лишь живой отклик, который народные университеты встречают в людях, жаждущих научного знания, примиряет с терниями и поддерживает веру в успех этого культурного дела.