То или другое состояния лица, status, может стать предметом спора. Поскольку этот спор имеет значение для публичных прав, он будет разрешаться соответствующей властью в порядке административного производства: если, например, кто-либо пожелает выставить свою кандидатуру в магистраты и будет сделано заявление о том, что кандидат – libertinus, то разобраться в этом – дело магистрата, руководящего выборами.
Поскольку же спор о status имеет значение для тех или других гражданских правоотношений, он подлежит компетенции гражданских судов.
1. Спор о свободе, status libertatis, может возникнуть двояким образом:
а) Кто-либо заявляет претензию, что человек, который живет в настоящий момент как свободный, в действительности есть его раб. Тогда процесс осуществлялся в древнейшее время в форме vindicatio in servitutem: истец, накладывая на предполагаемого раба vindicta перед магистратом, произносит формулу обыкновенной vindicatio – “hunc ego hominem ex Quirtium meum esse aio”.
Если виндицируемый желает оспаривать, то он должен заручиться каким-либо заступником, который называется assertor in libertatem и который займет затем роль ответчика, заявив contravindicatio: “aio hunc hominem liberum esse”. Сам же виновник спора стороною в процессе явиться не может, подобно тому, как не может быть ею должник, подвергающийся manus injectio.
b) Второй случай – обратный: лицо, являющееся чьим-либо рабом, узнает, что оно в действительности свободно; здесь также должен выступить assertor, который начнет против господина иск в форме vindicatio in libertatem: наложив vindicta, заявив “aio hunc hominem liberum esse”.
Дальнейший процесс в обоих случаях будет идти в форме legis actio per sacramentum, причем ввиду особой важности предмета спора и необходимости лучших гарантий для лиц, свобода которых оспаривается, для этих исков были установлены некоторые особые положения.
Прежде всего споры эти подлежат компетенции особой постоянной коллегии – decemviri stlitibus judicandis; кроме того, сумма sacramentum во всех случаях – низшая, 50 ассов (Gai. 4. 14); на время процесса человек, составляющий предмет спора, должен рассматриваться как свободный (“vindicias dato secundum libertatem”); наконец, в отличие от обыкновенных исков процесс о свободе может быть возобновляем несколько раз (“quotienscumque vellet quis”[1]).
С переходом к формулярному процессу словесная vindicatio in servitutem или in libertatem была заменена производством per formulam, хотя строение этой формулы неясно. Но необходимость ассертора продолжает сохраняться не только в формулярном процессе, но и позже – в эпоху производства экстраординарного; только Юстиниан отменил этот остаток глубокой старины (c. un. 7. 17).
2. Спор о status civitatis, как самостоятельный спор, подлежал решению магистратов в порядке административной causae cognitio[2]; в гражданском же суде он мог возникнуть лишь incidenter[3], при решении вопроса о бытии или небытии того или другого цивильного отношения.
3. Спор о status familiae в подлинном смысле мыслим лишь в том случае, когда кто-либо претендует на качество paterfamilias, между тем как другое лицо заявляет о своей patria potestas на него.
Споры этого рода, разумеется, были редки, но в древнейшее время, вероятно, и здесь необходим был assertor. В тех же случаях, когда два лица претендуют на patria potestas по отношению к одному и тому же человеку, мы будем иметь не спор о status, а спор о праве patria potestas.
Такой спор в древности также шел в форме vindicatio (filii). Преторский эдикт, однако, установил средство более удобное – interdictum de liberis exhibendis и interdictum de liberis ducendis (tit. D. 43. 30).
[1] Quotienscumque vellet quis – “сколько раз кто ни захочет”.
[2] Causae cognitio – “выяснение дела”.
[3] Incidenter – “по ходу дела”.