Введение всеобщего начального обучения в России является коренным условием ее лучшего будущего. Народную тьму в России характеризуют следующие цифры. Из общего числа детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) у нас состояло учащимися в школах, по данным 1904 года, только 24%; остальные 3/4 оставались вне школы.
По первой всероссийской переписи 1897 г., неграмотных в России – 79%. На сто мужчин приходится 29 грамотных; на сто женщин – 13 грамотных (в Германии на 10.000 населения насчитывается каких-нибудь 4 человека неграмотных). Одна школа в России приходится на 204 кв. версты (в Европейской России, включая Финляндию, на 56 кв. верст), тогда как во Франции одна школа обслуживает 5 1/2 кв. в., а в Бельгии всего 4 кв. в.
Весь расход на начальное образование у нас в 1898 г. составил 31 коп. на душу населения, в 1900 г.- 37 коп. и в 1903 г.- 44 1/2 коп., тогда как в Германии – 3 р. 54 коп., в Швейцарии 5 р. 40 коп., а в Манитобе (Канада) даже 14 руб. на голову.
В расходах по народному образованию главное участие у нас принимали земства, города и сельские общества: в указанную сумму 44 1/2 коп. от казны падает всего около 11 коп. В отношении ко всему расходному бюджету это составляет меньше 1%.
Взгляды на народное образование в эпоху полицейского государства были мало благоприятны для рассеяния народной тьмы. По мнению Шишкова, министра народного просвещения при Александре I, “наука полезна только тогда, когда, как соль, употребляется и преподается в меру… Обучить грамоте весь народ или несоразмерное число оного количества принесло бы более вреда, чем пользы”: оно повело бы к “мечтательным крайностям”.
Так же смотрел на народное образование и гр. Уваров, министр народного просвещения при Николае I: “В нынешнем положении вещей и умов нельзя не умножать, где только можно, умственных плотин”, – или, как он пояснял в другом циркуляре:
“При возрастающем повсюду стремлении к образованию наступает время печься о том, чтобы чрезмерным этим стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий, возбуждая в юных умах порыв к приобретению роскошных знаний”.
Законопроект о всеобщем обучении
Противоположная точка зрения выдвигается в законопроекте о введении всеобщего начального обучения в Российской Империи, внесенном министром народного просвещения в Государственную Думу второго и теперь третьего созыва.
Согласно основным положениям этого законопроекта, всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе. Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит, по мысли проекта, на учреждениях местного самоуправления.
Нормальная продолжительность обучения в начальной школе – 4 года; нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.
Из объяснительной записки к проекту видно, что для осуществления этой школьной сети в течение 10 лет требуется 103 миллиона руб.
План всеобщего начального обучения, рассчитанный всего только на четырехлетнюю нормальную продолжительность школьного курса, разумеется, крайне скромен. Но если бы и он осуществился в ближайшие годы, это составило бы поворот в школьном деле.
Что же касается крупных денежных средств, которые необходимы для каждой сколько-нибудь значительной школьной реформы, то в этом отношении поучительно следующее указание проф. Озерова.
Если из чистого дохода от винной монополии (он составлял, по последним данным за 1906 г., 506 млн. р.) отчислять на дело народного образования всего 5% (в Швейцарии на борьбу с алкоголизмом отчисляется 10%), то в десять лет составится 250 млн. рублей, что дает возможность осуществить не только министерский проект, но создать народную школу по меньшей мере с семилетним курсом обучения для детей в возрасте от 7 до 14 лет.