Недостаточно отделить органы суда от прочих государственных органов и доставить в распоряжение их все необходимые средства судебного исследования и разбора. Смешение властей продолжалось бы и при сохранении за исполнительной властью, устраненной от судебного разбора, управления судебными установлениями. Принцип разделения властей требует, чтобы и в этом отношении судебная власть отмежевалась от всех прочих, в государстве существующих.
С другой стороны, однако, судебные установления входят в общую систему установлений государственных и соприкасаются со столь разнообразными сторонами государственной жизни, что участие суда отвлекало бы его от нормальных обязанностей по судебному разбору. Оно вместе с тем приводило бы к тому же смешению властей, передавая суду исполнительные функции.
Из сказанного понятно огромное государственное значение вопроса о судебном управлении. Решение его определяет положение власти судебной и даже постановку самого разбора; от него зависит, быть ли суду только органом, прикладывающим печать к распоряжениям других властей государственных, или самостоятельной государственной силой, волю верховной власти в изданном ею законе ограждающей.
На почве русского законодательства вопрос о судебном управлении еще весьма молод. Уже во времена Петра I и Екатерины II стремились отделить суд от администрации, но только в области судебного разбора. Мысль об отделении их в области судебного управления выражена впервые уставами 20 ноября.
Ими провозглашено, что судебное управление принадлежит самим судебным местам в круге ведомства каждого из них и сосредоточивается в кассационных департаментах Сената, проявляющих свою власть над всеми судебными установлениями империи, по новому законодательству образованными (ст. 1, 64, 151, 160, 166-183, 249-252 УСУ).
Единственно перед властью судов, в видах обеспечения независимости судейского убеждения, судьи подлежат ответственности за неправильные действия (ст. 261-296 УСУ); это правило с незначительными изъятиями распространяется и на прочих должностных лиц судебного ведомства.
Судебным же местам предоставлено право издавать особые наказы, разрешать текущие вопросы управления по суду и принимать участие в замещении судебных вакансий. Мы встретимся еще с этими вопросами в дальнейшем изложении.
Но подле судебных мест в судебном управлении принимают участие и другие органы. Таковы:
1. Министр юстиции. В качестве министра он является:
а) представителем судебного ведомства и посредствующим звеном между верховной властью и судебными установлениями (ст. 182, 215 УСУ); только Сенат имеет право непосредственных сношений с монархом, представляя свои отчеты через первоприсутствующего (ст. 179 УСУ);
б) властью, в руках которой сосредоточивается разработка законодательственных вопросов по гражданскому судебному ведомству для внесения их в Государственный совет;
в) посредствующей инстанцией между судебными установлениями и Министерством иностранных дел для сношения с иностранными судебными местами (ст. 190 УСУ); через министра юстиции происходят и сношения наших судов с судебными и другими присутственными местами и должностными лицами Великого Княжества Финляндского (ст. 189 УСУ);
г) властью, от которой зависит разрешение отпусков, увольнение и назначение некоторых должностных лиц судебного ведомства, между прочим мировых судей в местностях, где не введены еще земские установления, и городских судей по закону 1889г.;
д) властью, которой принадлежит право изменять распределение назначенного штатами общего числа товарищей прокуроров окружных судов и утверждать постановления общего собрания судебных палат или соединенного присутствия 1-го и кассационного департаментов Сената об изменении распределения должностей судебных следователей.
Министру юстиции в качестве генерал-прокурора по прежнему законодательству принадлежало даже непосредственное участие в заседаниях и вообще в деятельности судебных установлений. Ныне права его по этому предмету значительно уже и состоят:
а) в подчинении ему лиц прокурорского надзора, он есть глава этого института (ст. 124 УСУ) и исполняет прокурорские функции в верховном уголовном суде;
б) в праве общего надзора за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства (ст. 254 УСУ);
в) в праве вносить в Сенат через обер-прокуроров предложения по разным вопросам законодательства и управления (закон 10 июня 1877 г.);
г) в праве участия в уголовном преследовании, преимущественно по преступлениям политическим.
2. Первый департамент Сената. Он участвует в судебном управлении:
а) утверждением, а в некоторых случаях и назначением мировых судей (ст. 37, 38 УСУ);
б) разрешением вопросов, возникающих в практике земских установлений, между прочим о мировых судьях и присяжных заседателях;
в) разрешением пререканий между судебными и административными установлениями (ст. 117 УСУ), а также вопроса о прекращении уголовного преследования по преступлениям служебным и политическим; по делам последнего рода заседания Сената пополняются приглашаемым для этого министром внутренних дел, которому принадлежит также участие в управлении установлений, образованных по закону 1889 г.
3. Губернатор. Он принимает участие в судебном управлении:
а) назначением участковых земских начальников и участием в управлении местных учреждений, образованных по закону 1889 г.;
б) рассмотрением списков лиц, составленных для избрания мировых судей (ст. 30 УСУ), и сообщением своих замечаний как земскому собранию, так и 1-му департаменту (закон 1879 г.).
4. Городские думы. Они принимают деятельное участие в судебном управлении по вопросам о мировой юстиции и присяжных заседателях, действуя под контролем 1-го департамента Сената, а иногда и губернатора. Земским управам и председателям их, уездным предводителям дворянства и городским головам также предоставляется некоторое участие в этих вопросах.
Что касается прокуратуры, то в судебном управлении она участвует как орган генерал-прокурора; права ее по этому предмету будут рассмотрены ниже[1].
[1] В свою очередь, лица судебного ведомства принимают участие в деятельности прочих установлений по вопросам несудебного свойства, как-то: в особых присутствиях для освидетельствования лиц, страждущих расстройством умственных способностей; в рассмотрении прошений супругов лиц мещанского состояния, ссылаемых обществами и не желающих следовать за ними; в деятельности общества попечительного о тюрьмах и т. п.