Самостоятельность суда в сфере судебного управления

Недостаточно отделить органы суда от прочих государственных органов и доставить в распоряжение их все необходимые средства судебного исследования и разбора. Смешение властей продолжалось бы и при сохранении за исполнительной властью, устраненной от судебного разбора, управления судебными установлениями. Принцип разделения властей требует, чтобы и в этом отношении судебная власть отмежевалась от всех прочих, в государстве существующих.

С другой стороны, однако, судебные установления входят в общую систему установлений государственных и соприкасаются со столь разнообразными сторонами государственной жизни, что участие суда отвлекало бы его от нормальных обязанностей по судебному разбору. Оно вместе с тем приводило бы к тому же смешению властей, передавая суду исполнительные функции.

Из сказанного понятно огромное государственное значение вопроса о судебном управлении. Решение его определяет положение власти судебной и даже постановку самого разбора; от него зависит, быть ли суду только органом, прикладывающим печать к распоряжениям других властей государственных, или самостоятельной государственной силой, волю верховной власти в изданном ею законе ограждающей.

На почве русского законодательства вопрос о судебном управлении еще весьма молод. Уже во времена Петра I и Екатерины II стремились отделить суд от администрации, но только в области судебного разбора. Мысль об отделении их в области судебного управления выражена впервые уставами 20 ноября.

Ими провозглашено, что судебное управление принадлежит самим судебным местам в круге ведомства каждого из них и сосредоточивается в кассационных департаментах Сената, проявляющих свою власть над всеми судебными установлениями империи, по новому законодательству образованными (ст. 1, 64, 151, 160, 166-183, 249-252 УСУ).

Единственно перед властью судов, в видах обеспечения независимости судейского убеждения, судьи подлежат ответственности за неправильные действия (ст. 261-296 УСУ); это правило с незначительными изъятиями распространяется и на прочих должностных лиц судебного ведомства.

Судебным же местам предоставлено право издавать особые наказы, разрешать текущие вопросы управления по суду и принимать участие в замещении судебных вакансий. Мы встретимся еще с этими вопросами в дальнейшем изложении.

Но подле судебных мест в судебном управлении принимают участие и другие органы. Таковы:

1. Министр юстиции. В качестве министра он является:

а) представителем судебного ведомства и посредствующим звеном между верховной властью и судебными установлениями (ст. 182, 215 УСУ); только Сенат имеет право непосредственных сношений с монархом, представляя свои отчеты через первоприсутствующего (ст. 179 УСУ);

б) властью, в руках которой сосредоточивается разработка законодательственных вопросов по гражданскому судебному ведомству для внесения их в Государственный совет;

в) посредствующей инстанцией между судебными установлениями и Министерством иностранных дел для сношения с иностранными судебными местами (ст. 190 УСУ); через министра юстиции происходят и сношения наших судов с судебными и другими присутственными местами и должностными лицами Великого Княжества Финляндского (ст. 189 УСУ);

г) властью, от которой зависит разрешение отпусков, увольнение и назначение некоторых должностных лиц судебного ведомства, между прочим мировых судей в местностях, где не введены еще земские установления, и городских судей по закону 1889г.;

д) властью, которой принадлежит право изменять распределение назначенного штатами общего числа товарищей прокуроров окружных судов и утверждать постановления общего собрания судебных палат или соединенного присутствия 1-го и кассационного департаментов Сената об изменении распределения должностей судебных следователей.

Министру юстиции в качестве генерал-прокурора по прежнему законодательству принадлежало даже непосредственное участие в заседаниях и вообще в деятельности судебных установлений. Ныне права его по этому предмету значительно уже и состоят:

а) в подчинении ему лиц прокурорского надзора, он есть глава этого института (ст. 124 УСУ) и исполняет прокурорские функции в верховном уголовном суде;

б) в праве общего надзора за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства (ст. 254 УСУ);

в) в праве вносить в Сенат через обер-прокуроров предложения по разным вопросам законодательства и управления (закон 10 июня 1877 г.);

г) в праве участия в уголовном преследовании, преимущественно по преступлениям политическим.

2. Первый департамент Сената. Он участвует в судебном управлении:

а) утверждением, а в некоторых случаях и назначением мировых судей (ст. 37, 38 УСУ);

б) разрешением вопросов, возникающих в практике земских установлений, между прочим о мировых судьях и присяжных заседателях;

в) разрешением пререканий между судебными и административными установлениями (ст. 117 УСУ), а также вопроса о прекращении уголовного преследования по преступлениям служебным и политическим; по делам последнего рода заседания Сената пополняются приглашаемым для этого министром внутренних дел, которому принадлежит также участие в управлении установлений, образованных по закону 1889 г.

3. Губернатор. Он принимает участие в судебном управлении:

а) назначением участковых земских начальников и участием в управлении местных учреждений, образованных по закону 1889 г.;

б) рассмотрением списков лиц, составленных для избрания мировых судей (ст. 30 УСУ), и сообщением своих замечаний как земскому собранию, так и 1-му департаменту (закон 1879 г.).

4. Городские думы. Они принимают деятельное участие в судебном управлении по вопросам о мировой юстиции и присяжных заседателях, действуя под контролем 1-го департамента Сената, а иногда и губернатора. Земским управам и председателям их, уездным предводителям дворянства и городским головам также предоставляется некоторое участие в этих вопросах.

Что касается прокуратуры, то в судебном управлении она участвует как орган генерал-прокурора; права ее по этому предмету будут рассмотрены ниже[1].


[1] В свою очередь, лица судебного ведомства принимают участие в деятельности прочих установлений по вопросам несудебного свойства, как-то: в особых присутствиях для освидетельствования лиц, страждущих расстройством умственных способностей; в рассмотрении прошений супругов лиц мещанского состояния, ссылаемых обществами и не желающих следовать за ними; в деятельности общества попечительного о тюрьмах и т. п.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author