Раньше, чем государство, просвещением народа заинтересовалась церковь: школа должна была служить для подготовления духовенства и для распространения христианского учения.
Потребность в сведущих чиновниках вызвала затем школьную деятельность государства. Долгое время, однако, церковная школа преобладает над светской. И лишь в новейшее время, по мере отделения церкви от государства, народная школа приобретает светский характер.
Особенно строго начало светскости государственной школы проводится в настоящее время во Франции. Законом 1882 г. обучение религии было совершенно исключено из программы преподавания. Для того чтобы тем не менее у родителей сохранялась возможность обучать своих детей Закону Божию, в школах не бывает занятий не только по праздникам, но еще и по четвергам.
Однако обучение религии может иметь место лишь вне школьных зданий. Далее, согласно закону 1886 г., преподавание в школах должно вестись исключительно светским персоналом. Позднейшим законом 1904 г. религиозным обществам – конгрегациям – было воспрещено вообще всякое преподавание во Франции.
Не так резко начало светскости осуществляется в других государствах Запада. Так, в Англии хотя школа и носит светский характер, но Закон Божий входит в программу преподавания в качестве необязательного предмета. Перед началом занятий и после уроков в школах бывает молитва, но, по желанию родителей, дети могут являться лишь после молитвы и уходить, не дожидаясь ее.
В школах, субсидируемых правительством, прием учеников не может быть обусловлен обязанностью исполнения религиозных обрядов и религиозного обучения. И, с другой стороны, условием субсидии со стороны государства не может быть поставлено воспрещение обучать Закону Божию.
В России начальные народные училища имеют первой целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия. Высшее наблюдение за религиозно-нравственным направлением обучения возложено на духовенство; кроме того, в восьмидесятых годах было обращено особое внимание на развитие церковноприходских школ, устраиваемых самими приходскими священниками и другими членами причта и состоящими в ведении Святейшего Синода.
Общедоступность школы
Для того чтобы сделать школьное образование общедоступным, государственная власть озабочивается устройством школьной сети, т. е. такого количества удобно расположенных школ, при котором всем детям, по достижении школьного возраста, предоставляется возможность пройти полный курс обучения.
Но, как показывает опыт Запада, наряду с устройством школьной сети необходимы и другие меры, которые обеспечивали бы общедоступность школьного образования.
Сюда относится бесплатность школы и обязательность обучения.
Во Франции начальное обучение в публичных школах бесплатно с 1881 года, в Англии – с 1891 года. Да и в России плата за учение в народной школе занимает второстепенное место: в расходах на народное образование, по данным 1903 г., она составляла всего 5%.
Для полного осуществления начала бесплатности народной школы нельзя, однако, довольствоваться одной отменой платы за учение. Необходимо безвозмездно снабдить учеников школьными пособиями.
Необходимо вместе с тем обеспечить им возможность без излишнего утомления добраться до школы (бесплатный или удешевленный проезд), явиться в школу в приличном костюме (пособия на одежду) и не оставаться в школе голодными. К разрешению этих задач на Западе уже делаются более или менее значительные попытки.
Обязательность обучения
Обязательность обучения целесообразна не только потому, что в глухих углах еще сильно недоверие темного человека к образованию, но и потому, что обучение детей, хотя бы и бесплатное, часто находится в противоречии с экономическими интересами родителей.
Едва ребенок подрастет, родители в крестьянской и рабочей среде начинают смотреть на него уже как на трудовую силу, использование которой может облегчить материальную тяготу жизни. Отпуская ребенка в школу, приходится отказываться от того заработка, который он мог бы внести в скромный бюджет бедной семьи.
Против обязательности обучения возражают следующее. Во-первых, всякого рода обязанности перед государством должны нести граждане, достигшие совершеннолетия, а не малолетние дети. Но ведь обязанность, о которой здесь идет речь, возлагается не на детей, а на родителей.
Во-вторых, выражают опасение, как бы обязательность обучения не повела к колебанию власти родителей над детьми. Однако государство издавна уже отказывает родителям в неограниченной власти над детьми.
Если некогда родители и имели право жизни и смерти в отношении своего ребенка, то теперь и жестокое обращение с ним почитается наказуемым деянием. А раз государство считает необходимым защищать жизнь и здоровье детей, то оно должно последовательно принять меры и для охраны духовных интересов ребенка.
На Западе установлена обязательность начального обучения для детей обоего пола, находящихся в школьном возрасте: это возраст от 5 лет (Англия) или 6 лет (Франция, Пруссия и др.) до 12 лет (Англия), 13 (Франция) или 14 лет (Пруссия).
Родителям предоставляется осуществить эту обязанность зачислением ребенка в публичную либо частную школу или обучением его дома; в последнем случае они могут обучать ребенка непосредственно сами или с помощью приглашенного учителя.
При обучении ребенка в семье родители обязуются время от времени приводить его на испытание в публичную школу (во Франции с 8-летнего возраста): если окажется, что ребенок отстает сравнительно с детьми, обучающимися в школе, и родители не представят уважительных причин неуспеха, ребенок немедленно зачисляется в школу.
Нарушение родителями возложенной на них законом обязанности по обучению своих детей вызывает сперва меры административного воздействия и затем наказание. Так, во Франции, по закону 1882 г., провинившиеся родители на первый раз приглашаются в муниципальную школьную комиссию, где им напоминают и разъясняют их обязанности по обучению своих детей.
Дальнейшее уклонение родителей от исполнения этих обязанностей влечет публичное выставление имени виновного на доске у входа в городское управление, а затем наложение штрафа, арест и, в случае безуспешности всех этих мер, продолжительное тюремное заключение.