Есть достаточное основание думать, что вечевой быт составляет первую ступень государственного развития всех народов, населяющих современную Европу.
Данные, доказывающие эту мысль, представляют интерес в двух отношениях. Явления, замеченные в жизни одного народа, благодаря сравнению с такими же у других народов, могут подняться до значения общей стадии в развитии всего человечества.
Сходство в праве может сблизить такие эпохи и такие народы, на близости которых история еще не останавливалась. Было время, когда родовой быт считали нашей характерной особенностью и этим объясняли многие различия в ходе нашей истории от хода истории других европейских народов.
Сравнительное изучение истории права показало, что родовой быт есть общая стадия в развитии едва ли не всех народов и что история германцев сохранила следы его даже в сильнейшей степени, чем наша. Получилась общность учреждений там, где усматривали одни национальные особенности.
История права разных народов в некоторых моментах стала как бы сливаться. Во-вторых, сравнительный прием расширяет наши знания; он может дополнить то, что говорят наши памятники, и более полно выяснить изучаемое явление. Ввиду этого считаю полезным привести несколько таких сравнений. Начну с германцев.