Законопроект междуведомственной комиссии

После того как Особое Совещание наметило основные начала реформы, составление законопроекта об исключительном положении было возложено на междуведомственную комиссию под председательством товарища министра внутренних дел Макарова. Выработанный комиссией законопроект был внесен правительством сперва во вторую и затем в третью Думу.

Этот законопроект существенным образом отступает от руководящих идей Игнатьевского Совещания.

Вопрос о порядке объявления исключительного положения был уже разрешен в известном смысле только что изданными Основными Законами 23 апреля 1906 г.: о военном или исключительном положении местности объявляет Государь Император (ст. 15).

Законопроект подчеркивает, что “исключительное положение есть мера временная”, но от установления предельного срока отказывается по той причине, что “точное определение времени на практике совершенно невыполнимо”.

Законопроект упраздняет различие отдельных видов чрезвычайных мер: вместо положений усиленной и чрезвычайной охраны он предлагает одно “исключительное положение”.

По объему чрезвычайных полномочий административных властей и по глубине стеснений для личной свободы граждан это исключительное положение во всяком случае значительно превосходит положение усиленной охраны.

С введением в действие исключительного положения высшая власть по охранению на месте государственного порядка и общественной безопасности возлагается на главно-начальствующего – на лицо, назначенное для сего Высочайшей волей.

Главно-начальствующему предоставляется издавать, в дополнение и развитие действующих законоположений, обязательные постановления. “В видах предупреждения возможности произвольного толкования высшими местными властями предоставляемого им права”, подробно указываются те предметы, по которым допускается издание обязательных постановлений.

Но список, предлагаемый законопроектом, настолько обширен, что допускает всестороннюю регламентацию общественной жизни: так, обязательными постановлениями могут быть воспрещены не только всякого рода собрания, но и народные гулянья, базары, ярмарки, торжественные похороны и т. п.

Могут быть издаваемы обязательные постановления о недопущении стечения народа на улицах, проездах и общественных местах; о воспрещении выхода из домов на улицы в определенное время, а равно о недопущении пребывания в частных квартирах посторонним лицам долее определенного срока; о закрытии не только проходных дворов, подъездов, но и дверей, балконов, окон и т. п.

За нарушение обязательных постановлений главно-начальствующий может устанавливать административные взыскания: арест или заключение в тюрьме до 3 месяцев или денежную пеню до 2.000 руб.

Введение в местности исключительного положения влечет за собой, по проекту, приостановление в ней гарантий личной неприкосновенности, жилища, свобод передвижения, печати, собраний и обществ.

Административную ссылку предполагается упразднить. Зато широко допускается административная высылка: по распоряжению главно-начальствующего может быть воспрещено жительство в местности, объявленной в исключительном положении, не только лицам, признаваемым опасными для общественного порядка, но и лицам, не имеющим определенных места жительства, занятий и средств к жизни.

В отношении периодической печати предоставляется устанавливать предварительную цензуру. Независимо от этого, могут быть издаваемы обязательные постановления о недопущении, под угрозой двухтысячной пени, публикаций, “признаваемых опасными для общественного спокойствия”.

Главно-начальствующий имеет право приостановить деятельность всякого рода обществ и союзов. Частные собрания по вопросам государственным, общественным и экономическим подчиняются правилам, установленным законом 4 марта 1906 г. для собраний публичных.

Главно-начальствующему предоставляется закрывать учебные заведения без указания срока; закрывать всякие вообще торговые и промышленные заведения; устранять от должностей не только лиц, служащих в государственных и общественных учреждениях, но и лиц, занимающих на частной службе ответственные места.

В настоящее время при положении усиленной и чрезвычайной охраны административные власти могут передавать те или другие дела на рассмотрение военных судов: законопроект превращает это право в обязанность.

Устанавливается длинный перечень уголовных дел, которые, в изъятие из общей подсудности, обязательно передаются при исключительном положении военным судам: сюда относятся не только дела о бунте, о смуте, о преступных сообществах, но и дела по ст. 129 Уголовного Уложения – дела писателей и редакторов, обвиняемых в публичном распространении преступных учений и суждений, а также и дела о забастовках в предприятиях, имеющих общественное или государственное значение.

Заключение

Как видно из изложенного, правительственный законопроект об исключительном положении характеризуется расширением административного усмотрения до крайних пределов.

С этой точки зрения он составляет прямую противоположность выработанному в той же междуведомственной комиссии д. с. с. Макарова законопроекту о неприкосновенности личности, который так или иначе делает попытку ввести в отношения между правящей властью и частными лицами связующее правовое начало.

В этих двух законопроектах, лежащих теперь в Думе, намечаются два разных пути для дальнейшего развития нашей государственности: путь права и путь усмотрения правящей власти.

Наше прошлое дало тяжелый опыт, когда исключительное положение явилось обыкновенным, нормальным порядком общественной жизни. Но опыт человечества указывает на то, что рано или поздно государство сходит и должно сойти с пути усмотрения и стать наконец на твердую почву права.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author