Теперь наше исследование кончено. Мы хотели сделать и действительно сделали попытку определения, что такое уголовное правонарушение. Изложим вкратце ее результаты.
Разграничительным признаком преступного в области неправомерного служит отношение между правонарушением и состоянием преступности правонарушителя. Такова житейская точка зрения, постоянная для просвещенных государств нашего времени и обыкновенная для просвещенных народов прошедшего, а также для полуобразованных, варварских и диких настоящего и прошедшего.
Под состоянием преступности мы разумеем особое духовное состояние правонарушителя, особенно недоброкачественное и притом особенно предосудительное, no мнению государства.
Понятие, имеющееся у государства о состоянии преступности, не представляется вечно неизменным повторением одного и того же. Нет, это нечто переменчивое, доступное прогрессу и регрессу, изменяющееся в зависимости от условий народной жизни, от умственного развития, нравственного, религиозного, экономического, социального, государственного и т.д.
Между понятиями государств о состоянии преступности всегда есть хоть нечто общее, но часто встречается и разница. Эти понятия многочисленны и не всегда стоят в одинаковом отношении друг к другу. Они составляют длинный ряд, начиная от тождественных и кончая имеющими мало общего и очень много разнящегося.
Разница проявляется не только в мелких чертах, но даже и в крупных. Так, одни из нынешних культурных государств признают состояние преступности только у индивидуального человека, или, короче сказать, только личное.
Другие же, наравне с цивилизованными государствами прошлого времени, признают в виде общего правила только личное состояние преступности, a в виде исключения находят состояние преступности и у юридического лица.
Полуцивилизованное государство признает как личное, так и огульное состояние преступности, да, кроме того, иногда, в виде исключений, допускает состояние преступности как у юридического лица, так и у животных и духов.
Наконец, как государства варваров, так и государства дикарей признают и личное, и огульное состояние преступности, а сверх moго, находят состояние преступности у предметов неорганической природы, растений, животных и духов.
При всей разнице в своем понимании состояния преступности, при всей многочисленности своих понятий об этом предмете государства держатся одинакового образа действий относительно усвоенных ими понятий. Государство признает уголовным то правонарушение, в котором, по его мнению, выражается во внешнем мире внутреннее состояние преступности правонарушителя.
Неуголовным же считается такое правонарушение, в котором, по мнению государства, не проявляется такого состояния. В глазах государства корень преступности лежит не в деянии, а в деятеле. Преступный характер переходит не с деяния на деятеля, а с деятеля на деяние.
Основания, вызывающие государство к признанию, что в данном правонарушении выражается состояние преступности правонарушителя, многочисленны и разнообразны.
Сочетание оснований, дающее в общем итоге преступность одному правонарушению бывает иногда тождественно, а иногда только более или менее сходно с сочетанием оснований, дающим в общем итоге преступность другому правонарушению в глазах того же самого государства, или такому же правонарушению в глазах другого государства.
Состояние преступности может быть признано правоучредителем как правильно, так и неправильно, т.е. как там и настолько, где и насколько оно действительно существует, так и там, где его вовсе нет или нет в признанной степени.
Действительное состояние преступности способно вызывать своего обладателя к учинению правонарушений, называемых уголовными, способно выражаться в них и необходимо для обращения человека на путь преступления.
Уголовное правонарушение есть неисполнение своей правовой обязанности человеком (все государства) или союзом людей (не все, но очень многие) в конкретном случае, но лишь такое, в котором, по мнению государства, выражается состояние преступности неисполнителя.
Человек или союз людей учиняет уголовное правонарушение тем, что в представившемся житейском случае не исполняет своей обязанности, и притом не исполняет, по мнению государства, в силу своего внутреннего состояния преступности.
А между тем эта обязанность установлена государством путем объективного права в обеспечение возможности членам государства, а иногда ради них и иностранцам удовлетворять свои потребности в среде человеческого общения.
Такова точка зрения положительного права просвещенных, полуобразованных, варварских и диких народов.