О праве несовершеннолетних на имущество

217. Малолетний не может ни управлять непосредственно своим имением, ни распоряжать им, ни отчуждать его по каким бы то ни было укреплениям, ниже уполномочивать на то от себя других. 1714 марта 23 (2789) ст. 4, 5; 1785 дек. 22 (16300) ст. 1. – Ср. узак., привед. под ст. 218.

О праве малолетнего непосредственно управлять своим имением

1. Употребляемое в ст. 217 слово “непосредственно” указывает, что закон воспрещает малолетним всякую гражданскую деятельность только лишь непосредственно, т.е. при условии полной самостоятельности и независимости, а не с ведома и одобрения их опекунов.

В.Л. Исаченко. – “Лица в договоре”, – “Юрид. Вестн.”, 1882 г., N 7, стр. 526-527.

2. С вышеприведенным мнением Исаченко нельзя согласиться, так как слово “непосредственно” не имеет приписываемого ему значения: слово “непосредственно” может быть противоположено “посредством другого” и действительно в конце 217 ст. ему противоположены слова: “ниже уполномочивать на то от себя других”.

В самом деле, на каком основании мы можем допустить, что наш закон дозволяет несовершеннолетним, до 14-летнего возраста, совершать всякие юридические сделки, если только они разрешены опекунами?

Между тем опекун считается заместителем личности опекаемого во всех юридических действиях, которые могут быть совершены и за счет малолетнего, но не этим последним, даже и с согласия опекуна.

В законах остзейских губерний прямо высказано, что несовершеннолетний не имеет законной воли, почему место его во всех относящихся до него юридических сделках заступает опекун как с правом, так и с обязанностью действовать за него. В таком же смысле высказываются и западно-европейские законодательства.

Наш закон, изображаемый в ст. 217, очевидно, желал выразить ту мысль, что недостигший 14-летнего возраста не имеет права распоряжаться своим имуществом и даже управлять им.

Но это правило не касается его дееспособности к иного рода гражданской деятельности, напр., к способности к вступлению в брак (ст. 3), к даче показания в качестве свидетеля без присяги по гражданским делам (ст. 372 Уст. Гр. Суд.) и т.д.

Поэтому и другой вывод г. Исаченко из 217 ст., что закон воспрещает малолетним до 14-летнего возраста всякую гражданскую деятельность без ведома опекуна, является также неосновательным.

К.П. Змирлов. – “О недост. наших гражд. законов”, “Журн. гражд. и уголов. права”, 1883 г., N 2, стр. 148-150.

3. Слово “непосредственно” Исаченко неправильно понимает в смысле “самостоятельно, независимо от опекунов”, т.е. что сделки малолетних, совершенные с согласия опекунов, – действительны, так как такое понимание, по правильному заявлению Змирлова, означает признание за малолетним способности к гражданской деятельности с самого его рождения и ввиду сего ст. 217 нужно понимать в таком смысле, что опекун является полным представителем малолетнего и замещает его во всех решительно юридических действиях, касающихся имущества. Другими словами, малолетний совершенно лишен имущественной дееспособности.

Проф. Е.В. Васьковский. – “Учебник гражд. права”, стр. 102 и 103.

218. Запрещается совершать какие бы то ни было крепости и акты от имени малолетнего или написанные им признавать действительными и приводить в исполнение. 1752 авг. 24 (10021); 1758 мая 20 (10839) Сен. ук.

Примечание. Когда оказываются закладные, от малолетнего выданные, то, сверх уничтожения оных, взыскиваются с другой договорившейся стороны в штраф двойные с тех актов в казну пошлины.

Купивший имущество заведомо у малолетнего или несовершеннолетнего без надлежащего на то разрешения или же требуемого существующими о сем законами согласия попечителей, сверх возвращения купленного имения без всякого вознаграждения, подвергается ответственности по законам уголовным. 1762 марта 1 (11457) Сен. ук.; 1815 авг. 15 (19283) ст. 2214.

О действительности актов, совершаемых от имени малолетнего

1. Запрещается совершать акты от имени малолетнего; но полноправное лицо, совершившее акт, даже крепостной, на имя малолетнего, не вправе требовать уничтожения этого акта, ссылаясь на неправоспособность приобретателя (76/378).

См. ст. 1382.


2. Несовершеннолетний может и без участия родителя или опекуна приобретать имущество трудом своим или безвозмездно дозволенными способами, не возлагающими на него обязательств.

“Гражданское Уложение”. – “Пр. Ред. Ком. 1905 г.”, ст. 502.

21. Для действительности изъявления воли несовершеннолетнего, которое не сводится единственно к приобретению юридической выгоды, требуется согласие его законного представителя.

“Германское Гражд. Уложение”, ст. 107.

3. Законы гражданские, запрещающие совершать какие бы то ни было акты от имени малолетнего (т. Х ч. 1 ст. 218 и прим.), по разъяснениям Прав. Сената и ученых наших юристов (“Сист. гр. права” Анненкова, т. I, стр. 175 и след. и курс Победоносцева, т. III, изд. 1896 г., стр. 37), не возбраняют совершения дарственных актов в пользу несовершеннолетних.

По общему смыслу законов необходимо признать этих лиц способными к приобретению имуществ безвозмездными способами, не уменьшающими, а увеличивающими имущественные их средства и не возлагающими на них обязательств.

Редакц. Комиссия по составл. Гражд. Улож. – “Гражд. Улож. Кн. 2: Семейств. право”, т. II, стр. 79-80.

4. Недействительность договора несовершеннолетних, определенная гражданскими законами, имеет характер условный или относительный; вопрос о ней может быть возбужден лишь со стороны лица малолетнего или несовершеннолетнего и законных его заступников, противная же сторона не может возбуждать спора о недействительности.

Редакц. Комиссия по составл. Гражд. Улож. – Там же, стр. 94.

5. Действующие законы предусматривают различные случаи, в которых недействительность договора по несовершеннолетию его участника не имеет последствием возвращения из его имущества того, что им было получено по этому договору. И действительно, если бы возвращение было всегда обязательно, то не было бы достаточного ограждения интересов лица несовершеннолетнего.

Иногда подобная обязанность возвратить то, что было получено, но пропало не производительно, упадала бы на имущество несовершеннолетнего при отсутствии у него права распоряжаться своим имуществом и установлять собственными договорами обязательства, подлежащие удовлетворению из его имущества.

Редакц. Комиссия по составл. Гражд. Улож. – “Гражд. Улож. Кн. 2: Семейств. право”, т. II, стр. 104.

219. По достижении 14-летнего возраста малолетний, хотя и может сам испросить себе попечителя для совета и защищения во всех делах с такими же качествами, как об опекунах предписано, но права его на распоряжение имуществом через то не увеличиваются, и всякое даваемое с его стороны согласие на какой-либо акт считается по-прежнему ничтожным. 1785 дек. 22 (16300) ст. 1; 1795 ноября б. ч. ук.; 1800 дек. 19 (19692) ч. I, ст. 47. – Ср. узак., привед. под ст. 220.

You May Also Like

More From Author