Помимо народных собраний, о которых шла речь, у нас были еще предварительные собрания, которым также усвоялось наименование веча. Это совещания небольших групп людей, которые собирались в тех случаях, когда находили нужным прежде, чем собирать общенародное вече, выяснить вопрос, о котором шла речь. Пример такого совещания представляет Новгородская летопись под 1169 г.
“Том же лете, – говорит летописец, – начаша новгородцы вече деяти в тайне, по двором, на князя своего, на Святослава на Ростиславича. И приехавше на городище приятели его, начаша поведати: “Княже! Деют людье вече ночь, а хотять тя яти” (Новг. I).
В Новгороде, значит, была партия, недовольная князем. Но она не решилась собрать вече в обыкновенном смысле этого слова.
Она, по всей вероятности, была не уверена в своих силах и желала получить точные сведения о числе своих сторонников; она могла желать условиться и о способах действия.
До собрания обыкновенного веча в данном случае дело не дошло. Князь, узнав от своих сторонников об угрожающей ему опасности и не считая своего положения достаточно твердым, решил добровольно оставить княжение. Он уехал в Луки и оттуда прислал сказать новгородцам: “Не хочю у вас княжити, не любо ми есть”.
Получив это известие, новгородцы снарядили войско, чтобы прогнать Святослава из Лук, а к себе на стол пригласили Романа Мстиславича. Все это, конечно, было решено перед тем на обыкновенном вечевом собрании, но летописец об этом не упоминает.
Партия противников князя Святослава была, значит, очень сильна в Новгороде, и они имели бы успех, если бы созвали и общее вече до отъезда князя. На это же указывает и приведенное сообщение приятелей князя, по поводу тайных вечевых собраний по дворам.
Такие предварительные совещания могли предшествовать всякому вечу. Они могли созываться не только инициаторами вопросов, которые предполагалось обсудить на вече, но и их противниками. Эти также могли желать осветить вопрос и определить свой способ действия на предварительном совещании.
Эти собрания, как тайные, были известны не многим людям, а потому и не могли привлекать к себе внимания летописцев, которые и к общим-то вечам были не очень внимательны. Вот почему мы имеем о них так мало известий.