Так как народ собирается на вече в силу принадлежащего ему права решать общественные дела, которые еще не обособились от его частных и которые он рассматривает как непосредственно до него относящиеся, то понятно, что народ может привлечь к своему рассмотрению всевозможные вопросы общественной жизни.
Говоря языком нашего времени, вечу принадлежала власть законодательная, правительственная и судебная. Но взаимное отношение этих различных предметов ведомства веча в древности было совсем иное, чем в наше время. Законодательству вовсе не принадлежало первенствующего значения.
Наши предки жили не по закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для народа, и для князей. Все законодательство домосковского времени не наполнит и половины одного из тех ста томов Полного собрания законов, в которых выразилась законодательная деятельность двух последних веков нашей истории.
Первую заботу древнего времени составляло не законодательство, а управление. Первый же вопрос управления – избрание князя, с которого мы и начнем обзор вечевой деятельности.