Правила 4 марта о собраниях различают публичные и частные собрания. Свобода частных собраний не ограничена: их повелено “дозволить свободно устраивать без заявления и разрешения правительственной власти”.
Однако значение этого правила существенно ослабляется тем широким определением, которое получило в разбираемом законе понятие публичного собрания. Собрание признается публичным, если оно доступно неопределенному числу лиц, или хотя бы и определенному числу лиц, но лично неизвестных устроителям собрания.
Независимо от этого, публичным почитается всякое собрание, устраиваемое в театрах, концертных и выставочных залах, в зданиях общественных и сословных учреждений и в помещениях, специально для публичных собраний приспособленных или отдаваемых для этой цели внаем.
Таким образом, если в частной квартире соберется несколько лиц, из которых один окажется неизвестным хозяину квартиры, собрание уже рискует оказаться публичным. Оно будет публичным также и в том случае, если несколько, хотя бы и хорошо знакомых друг с другом лиц, соберутся не на частной квартире, а в клубе или в каком-либо нанятом помещении.
Публичные собрания не могут быть устраиваемы вовсе в гостиницах, ресторанах, общественных столовых, кухмистерских, трактирах и тому подобных заведениях. Это запрещение особенно тягостно для развития собраний: как показывает практика Запада, не что иное, как именно залы при гостиницах и ресторанах, служат излюбленным местом для устройства публичных собраний.
Устройство публичных собраний не допускается вместе с тем в известном районе от места действительного пребывания Государя и от места заседаний Государственного Совета и Думы во время их сессий: запрещаемый район определяется радиусом в полуверсту для собраний в закрытых помещениях и в две версты – для собраний под открытым небом.
Устройство публичного собрания подчинено явочному порядку. Желающий устроить публичное собрание обязан письменно заявить о том начальнику местной полиции (градоначальнику, полицеймейстеру или исправнику) не позже, как за трое суток до открытия собрания или до оглашения о нем во всеобщее сведение.
Если собрание созывается не в месте постоянного пребывания начальника полиции, этот срок увеличивается до семи суток. В заявлении должны быть точно означены день, час, место и предмет занятий собрания, а также личность и место жительства устроителей и докладчика.
Однако начало явочного порядка последовательно правилами 4 марта не выдерживается. Устроители публичного собрания освобождаются от обязанности испрашивать у полиции предварительное разрешение на устройство собрания; зато полиции предоставляется право воспрещать публичные собрания, “цель или предмет занятий которых противны уголовным законам либо общественной нравственности или устройство которых угрожает общественному спокойствию и безопасности”.
О таком воспрещении, с ссылкой на одно из этих оснований, устроители должны быть извещены за одни сутки (в уезде – за двое суток) до предположенного открытия собрания или оглашения о нем во всеобщее сведение.
Концессионный порядок (так называется порядок, при котором устройство собрания допускается не иначе, как с особого разрешения административных властей) сохраняется целиком в отношении публичных собраний под открытым небом и для съездов: на первые разрешение дает губернатор или начальник местной полиции, а на вторые – министр внутренних дел.
Кроме полномочий не допускать устройства тех или других собраний, администрация наделена значительной властью закрывать уже состоявшиеся собрания.
Условиями для закрытия собрания полицией могут быть: “явное уклонение от предмета занятий”, хотя бы и в совершенно безобидную с точки зрения закона сторону; суждения, возбуждающие вражду одной части населения против другой; неразрешенные денежные сборы; мятежные возгласы либо заявления; распространение преступных воззваний или изданий; вообще принятие собранием характера, “угрожающего общественным спокойствию и безопасности”.
При наличности этих условий должностное лицо, назначенное властью для присутствия в публичном собрании, требует от устроителей, распорядителей или председателя собрания закрытия оного. Если требование означенного должностного лица не будет исполнено, то, по двукратном предупреждении, это лицо закрывает собрание своей властью.