Порядок наследования в линии восходящей

По отношению к праву наследования в линии восходящей законодательство различает два рода имуществ: 1) Безмездно предоставленное наследодателю его родителями – по дарению, выделу или по приданому: это имущество, при беспотомственной смерти наследодателя, яко дар, возвращается к родителям, каждому – то, что от кого получено[1];

2) Не подаренное наследодателю его родителями, а приобретенное им другими способами: оно, при беспотомственной смерти наследодателя, поступает к его родителям, отцу и матери совокупно, в пожизненное владение и пользование, но без права отчуждения и залога; так, если у беспотомственно умершего наследодателя остается капитал в кредитном установлении, то родители имеют право только на проценты, капитал же остается неприкосновенным[2].

Практика разумеет под приобретенными имуществами детей только имущества благоприобретенные, и лишь по отношению к ним признает за родителями право пожизненного владения, но не признает такого права по отношению к имуществам родовым.

Так, если дитяти по законному наследованию достается родовое имущество его матери или ее родственников, а потом дитя умирает беспотомственно, то переживающему отцу не предоставляется право пожизненного владения и пользования этим имуществом, а оно тотчас поступает к боковым родственникам наследодателя со стороны матери. Относительно родовых имуществ коренное правило наследования таково, что они доступны лишь членам того рода, в котором признаются родовыми.

Из источника, откуда заимствован рассматриваемый закон, ясно, что речь идет об имуществе благоприобретенном; да и выражения самого закона: «Родители не наследуют после детей их в приобретенном сими последними имуществе…», «Но когда имущество не самими детьми приобретено…»[3] – ведут к тому же заключению. Однако в обоих случаях право наследования родителей весьма сомнительно.

В первом случае, когда имущество беспотомственно умершего дитяти, яко дар, возвращается к родителям, очевидно, что законодательство имеет в виду не установить для родителей право наследования, а уточнить только, что имущество, подаренное родителями дитяти, в случае беспотомственной его смерти, снова возвращается к родителям, так что тут беспотомственная смерть одаренного ими лица имеет, собственно, значение резолютивного условия дарения.

Точно так же и во втором случае: когда благоприобретенное имущество беспотомственно умершего дитяти поступает к родителям в пожизненное владение, для родителей нет, собственно, права наследования.

Потому что оно есть право на вступление в имущественные отношения наследодателя; но наследодателю на его вещи и капиталы принадлежит право собственности; к родителям же это право не переходит. Оно переходит к родственникам боковой линии, и только ограничивается правом пожизненного владения родителей.

Это соображение обильно весьма важными практическими результатами. Например, чрезвычайно важно – определять ли право наследования боковых родственников беспотомственно умершего дитяти по моменту смерти наследодателя или по моменту смерти его родителей?

По нашему разумению, следует определять право наследования боковых родственников по моменту смерти наследодателя, несмотря на то что они не тотчас вступают в наследство. Возникает еще вопрос: распространяется ли право родителей на других восходящих родственников? Иные разрешают этот вопрос в зависимости от имущества беспотомственно умершего.

По отношению к имуществу, подаренному беспотомственно умершему его восходящими родственниками, признается за ними право на возвращение дара – вероятно, по тому соображению, что дар тут имеет значение выдела, а выдел возможен со стороны каждого восходящего родственника и должен обсуждаться одинаково. Так, если дед дарит имущество внуку, а потом внук умирает бездетно, то, по этому мнению, имущество подлежит возвращению деду.

Но права пожизненного владения благоприобретенным имуществом беспотомственно умершего нисходящего, однако, за дедом, бабкой и дальнейшими восходящими нельзя признать, так как законодательство, хотя и определяет вообще порядок наследования в линии восходящей, а не порядок наследования родителей, в самом тексте говорит только об отце и матери и не говорит ни слова о других восходящих.


[1] Ст. 1142, 1144.

[2] Ст. 1141, 1145.

[3] Ст. 1141, 1142.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author