К центральным органам подчиненного управления принадлежат министерства и управления им равные.
а) Министерства. Основные начала организации министерств, в ведении которых находятся отдельные отрасли подчиненного управления, определяются особым законом, носящим название Общего учреждения министерств. Согласно этому закону, во главе министерства становится министр, главноуправляющий или главноначальствующий с помощниками – “товарищами” (Ст. 1 и 2).
Главные части, министерство составляющие, суть: 1) департаменты: (управления, канцелярии); 2) совет министра; 3) общее присутствие в каждом департаменте; 4) особенные установления, при некоторых министерствах состоящие.
Департамент и канцелярия делятся на отделения, отделения – на столы. Каждый департамент и канцелярия состоят в управлении директора. В департаментах и канцеляриях кроме директоров состоят вице-директора. Во главе отделения стоит начальник отделения или делопроизводитель, а стол управляется столоначальником или помощником делопроизводителя.
Помимо департаментов в составе некоторых министерств имеются учреждения, стоящие выше департаментов по кругу своей власти. Такие учреждения обыкновенно именуются главными управлениями, а стоящие во главе их начальники по большей части приравниваются к товарищам министров.
В большинстве министерств для рассмотрения наиболее важных дел образуется совет министра, под его председательством, из товарища министра, директоров департаментов, а иногда и особых членов по высочайшему назначению.
Общее присутствие департамента составляется, под председательством директора, из начальников отделений.
В числе особенных установлений, находящихся в составе министерств, имеются различные технические и ученые комитеты, специальные советы и проч.; помимо начальников отдельных частей и им подчиненных лиц в министерстве могут находиться зависящие непосредственно от министра чиновники особых поручений, а также различные инспектора.
Среди особых установлений заслуживают внимания также коллегии, которые состоят не только из чиновников данного министерства, но также и из представителей других министерств.
Особенность этих коллегий заключается в том, что, если при постановлении подлежащего исполнению решения один из представителей постороннего министерства не согласится с большинством и его поддерживает его главный начальник – министр, дело вызывает необходимость соглашения обоих министров: того, в ведомстве которого находится коллегия, и того, чей представитель не согласился с большинством.
Если соглашения между названными министрами достигнуто не будет, дело переходить в Совет министров[1].
Как начальники подчиненных частей, министры действуют не иначе, как в пределах общих законов и определенного круга ведомства. Однако, при обстоятельствах, когда дело не может быть отлагаемо без важного вреда или государственного ущерба, министры уполномочиваются действовать всеми способами, с обязательством доносить в то же время о принятых ими мерах и о причинах настоятельности Сенату (Учреждение министерств, ст. 158).
Подчиненные места и лица обязаны исполнять приказания министра в точности и беспрекословно (ст. 188), но власть его вместе с тем исключительно подзаконная. Если бы поэтому в предписании министра или объявленном им повелении монарха подчиненный усмотрел отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочайшего повеления, тогда он обязан представить о том министру.
Если же и затем предписание будет подтверждено от лица министра, тогда случай представляется Прав. Сенату на окончательное разрешение (ст. 190).
Если бы в исполнении предписаний министра подчиненный усмотрел крайние неудобства, он обязан представить о том министру и потом поступать по его приказанию, не входя снова с представлением (ст. 192).
Товарищи министров заменяют министров в случае отсутствия, болезни, или по особым поручениям несут отдельные обязанности своих начальников, или же управляют отдельной частью министерства.
“Общему учреждению министерств” известны следующие главные части управления, носящие наименование министерств: министерства иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, путей сообщения, юстиции, народного просвещения, императорского двора[2], торговли и промышленности; кроме того, два главных управления:
1) землеустройства и земледелия и
2) государственного коннозаводства и одно учреждение с наименованием – государственный контроль.
б) Установления, равные министерствам. Таковыми являются установления, не предусматриваемые “Общим учреждением министерств”, но равные им по своим правам. К таким прежде всего относятся отдельные части обширного секретариата монарха:
1) Собственная Его императорского Величества канцелярия,
2) Собственная Его императорского Величества канцелярия по учреждениям (установлениям) императрицы Марии,
3) Канцелярия Е. И. В. по принятию прошений, подаваемых на высочайшее имя.
Своеобразное министерство представляет собой совокупность различного рода бюрократических установлений при Св. Синоде, именуемых “ведомством православного исповедания”.
Во главе канцелярий Е. И. В. стоят главноуправляющие, во главе бюрократических установлений Св. Синода – обер-прокурор.
[1] Таковые, например, комитеты Управления железных дорог и по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения, по Закону 3 мая 1899 г.
[2] В состав Министерства двора входят совет министерства; Канцелярия; Главное управление уделов, Кабинет (управление частной собственностью государя, горными заводами и фабриками); части: гофмаршальская, церемониальная; Капитул императорских и царских орденов; Дирекция императорских театров; контроль; касса; Управление придворного духовенства; Управление придворно-медицинской части; императорская Академия художеств; Эрмитаж, Охота и проч. Центральный части прочих министерств указываются ниже при наложении отдельных отраслей управления.