Известия, которые мы имеем о месте собраний, весьма характерны для рассматриваемой формы быта.
Вечевые думы, на которые сходится “многое множество народа”, собираются на свободных местах под открытым небом. Самое место всякий раз определяется созывающим. В 1147 г. Игорь созывает киевлян на вече под Угорское; сами же киевляне в том же году и по тому же предмету собираются у Туровой божницы.
И это несмотря на то, что в Киеве у святой Софии было место, более приспособленное для вечевых собраний. Там, можно думать, были устроены скамьи, на которых народ мог сидеть; у Туровой же божницы сидений не было, и народ держал вече на конях (Ипат. 1146, 1147). Кроме этих трех мест, в Киеве упоминается еще Торговище (Лавр. 1067) и Ярославов двор (Ипат. 1146), как места вечевых собраний.
В Новгороде чаще всего собирались у святой Софии и на Ярославовом дворе, но были и другие места собраний: в 1015 г. Ярослав созвал вече “на поли” (Воскр.). В случае же разделения мнений единовременно составлялись два веча в разных местах. По делу князя Патрикея Славянский конец созвонил вече на Ярославовом дворе, а три других конца у святой Софии (Новог. IV. 1384).
В разных местах собирались иногда и сторонники одного мнения. Так случилось в деле посадника Твердислава. Противники его собрались одни у святого Николы, другие у святых 40 мучеников (Новог. I. 1218).
У святых мучеников собрался Неревский конец, в пределах которого находилась эта церковь. Это наводит на мысль, что у концов были свои вечевые собрания, по общим вопросам подготовительные, а по своим местным окончательные.
Для мирных переговоров с Великим князем Иваном Васильевичем в 1477 г. были отправлены из Новгорода представители от каждого из пяти концов: пять житьих и пять черных.
Вечевые собрания вне города также не представляют редкости. Они весьма обыкновенны во время походов и встречаются у новгородцев, псковичей и смольнян; но бывают и по причине слишком большого числа участников, которое не может удобно разместиться на какой-либо из городских площадей. Этим надо объяснять, что ростовцы, суздальцы и переяславцы, съехавшись для выбора князя во Владимир, держат вече не в городе, а у города.
Иногда вече собиралось в закрытых помещениях, но не в особенно устроенных залах, а по “дворам” частных лиц. О таких вечах я скажу ниже (с. 90-91).