Понятие
Собрания и общества – это формы взаимного общения людей, в видах осуществления общей цели соединенными усилиями. Цель, которую преследует взаимное общение, может быть временной, преходящей (выражение сочувствия или протеста, выяснение вновь назревшей потребности, выборы депутата и т. п.) или же постоянной (ученая работа в определенной отрасли знания, помощь бедным, политическая деятельность в духе известной программы и т. д.).
На этом различии временных и постоянных целей покоится разница между собранием и обществом. На собрание люди приходят для осуществления преходящей цели: цель достигнута – и собрание закрывается.
Напротив, общество образуют лишь тогда, когда цель более или менее постоянна; поэтому общество, в противоположность собранию, всегда рассчитано на сколько-нибудь продолжительное существование.
Собрания бывают публичные или частные. Собрание будет публичным, когда доступ на него открыт, хотя бы и с известными оговорками и ограничениями, каждому желающему.
Общество может преследовать или цель наживы – задачу получения прибыли от ведения какого-либо предприятия, или идейную цель – цель познания или улучшения условий жизни. Обществом первого рода будет товарищество, артель, акционерная компания.
Соединением второго рода окажется ученое общество, общество благотворительное, политическая партия. Юридическое положение обществ первого рода изучается, по общему правилу, наукой гражданского права, и лишь право обществ, преследующих идейную цель, составит предмет нашего изучения.
Соединение двух или нескольких обществ называется союзом.
Исторический очерк
Право собраний и обществ – это наиболее молодой отпрыск в праве личной свободы. Полицейское государство было решительным противником всякого рода обществ и собраний – публичных и тайных, устраиваемых без предварительного разрешения правящей власти.
Да и в правовом государстве начало свободы собраний и обществ устанавливается лишь на значительной степени его развития. Обыкновенно раньше укрепляется личная неприкосновенность, позже свобода печати и затем свобода собраний и обществ.
Так, в Англии совокупность правовых гарантий для личной неприкосновенности была приобретена, как известно, уже в период XIII -ХVII столетий, печать стала освобождаться от полицейских стеснений с конца XVII века, а митинги (публичные собрания) еще в начале прошлого столетия подвергались суровым стеснениям.
Английские акты о предупреждении мятежных собраний 1795-1819 гг. объявляют незаконным обсуждение на митингах “каких-либо изменений установленного законом порядка”.
В случае нарушения они предоставляют правительству полномочие останавливать в собрании всякую речь, арестовывать оратора и разгонять митинг, а свободным английским гражданам грозят за ослушание тяжкой карой: это была смертная казнь – по закону 1795 г. и 7-летняя ссылка – по акту 1819 г.
Запрещается участие в митингах лицам, не имеющим в данном приходе постоянного жительства, и выставление на собрании флагов и знамен. Допущение хозяином дома публичной лекции, без предварительного разрешения власти, ставилось на одну доску с содержанием публичного притона для разврата.
Закрывались общества, рассчитанные “на развращение умов”. Под угрозой ссылки запрещалось участие во всяком обществе, распадающемся на отделения, группы, фракции.
Долгое время и во Франции, несмотря на объявление “свободного обмена мыслей и мнений” “драгоценным правом человека”, отрицалась свобода собраний и обществ. С 1789 г., с момента декларации прав, и до 1901 г., следовательно, на протяжении 112 лет развития правового государства во Франции, политические общества пользовались здесь более или менее широкой свободой лишь в течение трех коротких промежутков времени в периоды революции – в общем менее пяти лет.
Уголовный кодекс Наполеона и ставил всякого рода общества – хотя бы и не публичные – политические, религиозные, литературные и иные, состоящие более чем из 20 членов, в зависимость от предварительного разрешения правительства.
При реакции, наступившей после февральской революции 1848 года, в зависимость от предварительного разрешения были поставлены не только общества, но и собрания в составе свыше 20 членов. Этому режиму были подчинены собрания всякого рода, даже избирательные.
В Германии, несмотря на объявление имперской конституцией 1849 г. свободы собраний и обществ основным правом германского народа, в эпоху реакции пятидесятых годов был издан целый ряд законов, существенно ограничивавших эту свободу.
Между прочим, в 1878 году было предписано полиции запрещать собрания и закрывать общества социал-демократические и вообще социалистические. Этот закон просуществовал вплоть до 1890 года.