Положительное условие исполнилось, conditio existit, когда обстоятельство, которое должно было наступить, действительно наступило. Пока обстоятельство не наступило, но есть возможность, что оно наступит, говорят: conditio pendet.
Когда ясно, что оно не наступит, то говорят: conditio deficit. Отрицательное условие исполнилось, когда наступление обстоятельства, которое не должно было наступить, стало невозможным.
В некоторых случаях условие рассматривается как исполнившееся, хотя оно буквально и не исполнилось. Сюда относится прежде всего случай, когда тот, кому неисполнение условия доставляет выгоду, намеренно препятствует исполнению его. (Ср. 1. 81. § 1. D. cond. 35, 1. Tunc demum pro impleta habetur conditio, quum per eum stat, qui, si impleta esset, debiturus erat.)
Далее, относительно некоторых случаев, где условие состоит в том, что требуется от условно-управомоченного лица совершить какое-нибудь действие, в источниках признается, что раз условно-управомоченное лицо со своей стороны сделало все, чтобы совершить действие, то условие считается исполнившимся, хотя бы условно-управомоченному лицу по не зависящим от него причинам и не удалось фактически совершить требуемое действие.
Другими словами, в известных случаях готовность к совершению требуемого действия приравнивается к совершению его. По вопросу о том, в каких именно случаях действует это правило, существует спор.
Прежде всего это правило не имеет безусловного характера, а представляет собою только презумпцию; именно презумируется вероятная воля лица, включившего условие.
Следовательно, если из обстоятельств дела явствует, что в данном конкретном случае то лицо, по воле которого включено в сделку такое условие, не желало удовольствоваться одной готовностью условно-управомоченного лица совершить требуемое действие и придавало решающее значение самому факту совершения действия, то вышеизложенное правило, безусловно, теряет силу.
Это ограничение признается всеми. Сверх того, господствующее мнение признает, что презумпция эта действует только в таких случаях, где речь идет о распоряжении на случай смерти, – она не распространяется на сделки inter vivos.
(Ср. 1.11 D. de conditio iustit. 28.7 (Julianus). Si quis testamento hoc modo scripserit: “Filius meus, si Titium adoptaverit, heres esto; si non adoptaverit, ex-heres esto”? et filio parato adoptare, Titius nolit se arrogandum dare, erit filius heres, quasi expleta conditione. 1.23. eod, plerumque enim haec conditio: “si uxorem duxerit, si dederit, si fecerit” ita accipi opportet, quod per eum non stet, quominus ducat, det aut faciat.)