1. Усыновление мещанами и крестьянами и по издании закона 12 марта 1891 г. должно совершаться не судебным порядком, а припиской к семейству на прежнем основании (98/32, вопр. 56), причем даже и закон не делает никаких изъятий, ибо усыновление лицами привилегированных сословий обставлено более спорными формами и вверено судебным местам потому, что при этом могут измениться права состояния и фамилии усыновляемых, тогда как при усыновлении мещанами и сельскими обывателями лиц высших сословий право состояния и фамилия усыновляемых остаются без изменения (99/25).
2. Ходатайства об усыновлении, возбуждаемые не всеми жителями воссоединенной по Берлинскому трактату части Измаильского уезда Бессарабской губ., но только теми жителями сел означенной местности, которые хотя и были причислены к ролам, но не получили наделов при Румынском владычестве и владеют значительным количеством земли, не занимаясь лично земледелием, подлежат ведомству окружного суда.
Усыновление же прочими лицами должно производиться припиской к семейству усыновителя, если лица эти не причислены к высшему сословию после воссоединения. В сомнительных случаях суд не должен отказывать в рассмотрении ходатайств по неподсудности (98/32, вопр. 59).
3. Утверждение требуется законом только относительно мещан, а не сельских обывателей, относительно коих распоряжение казенной палаты требуется по ст. 147 Общ. Полож. (особ. пр. к т. IX Зак. о Сост.), только для включения в оклад, исключения из оного и перечисления крестьян из одного общества в другое или из одной губернии в другую; ведение же посемейных списков возложено на волостные правления, от которых зависит и включение в эти списки усыновляемых, коль скоро это не сопряжено с перечислением их из одного общества в другое.
Иначе говоря, к обязанностям казенной палаты отнесено лишь регистрирование усыновленных сельских обывателей, но не утверждение самого усыновления (1 Общ. Собр. 28 марта 1902 г., N 2739; 2 Деп. 10 мая 1906 г., N 3678).
4. Усыновление сельскими обывателями, коль скоро оно не сопряжено с перечислением усыновляемого из одного общества в другое, совершается распоряжением волостного правления путем включения усыновляемого в подлежащий семейный список, участие в этом деле казенной палаты требуется тогда, когда усыновляемый переходит из одного общества в другое (цирк. Мин. Вн. Дел. 21 декабря 1902 г., N 27).
5. Впредь до издания в законодательном порядке правил об усыновлении мещанами лиц высшего состояния такие усыновления должны быть совершаемы посредством приписки усыновляемого к семейству усыновителя, с утверждения казенных палат в порядке ст. 155 и 157 Зак. (Зак. Гражд. 1900 г., ст. 152, 153, 154, 155 и 157). (2 Деп. 5 февраля 1903 г., N 1214.)
6. При перечислении усыновленного в крестьянское общество, к которому приписан усыновитель, вместо требуемого законом приемного приговора для получения увольнительного свидетельства должно быть представляемо выданное подлежащим волостным старшиной удостоверение, что усыновление действительно состоялось в установленном законом порядке (2 Деп. 10 апреля 1904 г., N 3128).
7. Приписка к крестьянскому семейству, заменяющая собой усыновление, хотя производится с согласия общества, но неизъявление обществом согласия не лишает крестьянина права принять известное лицо в свою семью, с перечислением его в это общество помимо изъявления на то согласия последнего, причем таких приемышей общество обязано наделять при переделах землей на одинаковых условиях и наравне с прочими членами принявшего его семейства (2 Деп. 27 мая 1904 г., N 4511).
8. В случае безвестного отсутствия родителей хотя бы в судебном порядке и не доказанного согласие опекунов на усыновление третьими лицами опекаемого заменяет требуемое 149 ст. Зак. Гражд. согласие родителей (Зак. Гражд. 1900 г., ст. 149). (1 Деп. 23 февраля 1904 г., N 1564.)
81. Смерть усыновителя не может служить препятствием к усыновлению, если воля усыновителя при жизни его осуществлена подачей прошения, или заявления, или подписки о желании усыновить данное лицо (2 Деп. 10 мая 1906 г., N 3678).
9. Ввиду того что крестьяне нередко живут сложными семьями, состоящими из главы семьи и его неотделенных детей и родственников, часто также женатых, имеющих семьи, право на самостоятельное усыновление кого-либо может быть признано только за главой семьи, а за другими членами семьи разве лишь в случае согласия его на это, посредством занесения усыновляемого в его посемейный список.
К. Анненков. – “Сист. русск. гражд. права”, т. V, стр. 131.
156. Усыновленных купцами дозволяется вносить в сословные купеческие свидетельства наравне с родными детьми усыновителя. Там же, ст. 12; 1898 июня 8, Собр. Узак., 964, мн. Гос. Сов., IV, ст. 2, 4; VII.
Примечание. Особые правила об усыновлении питомцев Императорских С.-Петербургского и Московского Воспитательных домов при сем приложены.
1561. Усыновленный вступает по отношению к усыновителю во все права и обязанности законных детей, указанные в ст. 164-194, и приобретает право наследования в благоприобретенном имуществе усыновителя, с тем, однако, что наследуемое имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей, делится между сими последними и усыновленным поровну. 1891 марта 12 (7525) IV, ст. 13.