1. Передача усыновителем отчества усыновленному может быть допущена только в тех случаях, когда усыновленный не имеет вовсе отчества, если он незаконнорожденный или подкидыш или же если ему в этих случаях дано отчество крестного отца, т.е. произвольное (98/32, вопр. 66).
2. Подтверждено разъяснение, преподанное Правительствующим Сенатом в реш. 1898 г., N 32 (вопрос 66), о том, что передача усыновителем усыновляемому отчества не может иметь места за исключением тех случаев, когда усыновляемый в качестве рожденного вне брака или подкидыша вовсе не имеет отчества или имеет отчество произвольное по имени крестного отца.
(Реш. Гр. Касс. Деп. 28 октября 1909 г. по д. Иловайских.)
3. Закон (ст. 152 т. Х ч. 1), разрешая передачу усыновленным фамилий усыновителей, по отношению к которым усыновленные вступают (ст. 1561) во все права и обязанности законных детей, указанных в ст. 164-195, дает основание признавать за усыновителями право на передачу в установленном законом порядке также и отчества их имени независимо от того, является ли усыновляемый лицом законно- или незаконнорожденным.
Поэтому при усыновлении крестьянами и мещанами усыновитель имеет право требовать, чтобы путем регистрации в акте усыновления (через казенные палаты) за усыновляемым закреплено было отчество по его, усыновителя, имени (указ I Общего Собр. Сената 22 мая 1900 г., N 5881).
4. Умолчание закона о праве усыновленного на присвоение отчества по имени усыновителя не может быть толкуемо в смысле запрещения такого присвоения; подобное запрещение было бы понятно, если бы его ограничивать случаями, когда к усыновленным не переходит фамилия усыновителей.
Но когда меняется фамилия усыновленного, прежнее отчество его (по отцу) не может создать представления о филиации, и потому усыновленному может быть присвоено и отчество по имени усыновителя, тем более что закона об именовании отчеством нет, обычай же, на котором основывается такое наименование, допускает отступление от провозглашенного Сенатом начала неизменности отчества.
С.В. Завадский. – “О присвоении усыновленным отчества по имени усыновителя”, “Ж. М. Ю.”, 1908 г., кн. 6, стр. 150.
5. Согласно разъяснению Первого Общего Собрания Прав. Сената, последовавшего в 1898 г. по вопросу об усыновлении у мещан, если закон предоставил усыновителю право передать усыновленному даже фамилию (ст. 152), т.е. имя рода, то отсюда уже следует заключить, что законодатель не мог никоим образом иметь в виду возбранить одновременную передачу менее важного, чем фамилия, но более связующего его с личностью усыновляемого признака отчества по своему имени.
Поэтому при усыновлении крестьянами и мещанами усыновитель имеет право требовать, чтобы путем регистрации в акте усыновления за усыновляемым укреплено было отчество по его, усыновителя, имени.
Основанный на этом решении Первого Общего Собрания Сената порядок усыновления для лиц низших сословий более, чем созданный для лиц привилегированных сословий решением Гражд. Касс. Д-та (98/32), соответствует общественному значению акта усыновления.
Отказ в присвоении отчества иногда являлся бы даже ненужной жестокостью со стороны суда, так как непередача усыновленному отчества по его новому отцу только возбуждала бы преждевременно в ребенке вопросы, которые на его несложившуюся психику могут производить в высшей степени нежелательное действие.
Я.М. Затворницкий. – “К вопросу об отчестве усыновляемых”, “Ж. М. Ю.”, 1909 г., кн. 4, стр. 172-174.
6. Из того факта, что у усыновленного не прерываются имущественные наследственные связи с его родом, еще не следует, что не может быть прочнее укреплена его новая личная связь с новой семьей, заменяющей ему старую, из которой он уходит, если усыновление совершается при жизни его родителей.
Одно другому не противоречит, и наличность первой, имущественной, связи не мешает установлению новой прочной, семейной, связи с усыновителем, не только личной, но и имущественной, ибо усыновленный приобретает и право наследования в имуществе усыновителя (1561 ст. Х т. 1 ч.).
Поэтому и за совершенным отсутствием законных определений об отчестве, ни в смысле дозволения, ни в смысле запрещения его передачи, следует, что усыновитель может передать свое отчество усыновленному не только в указанных в реш. Гр. Касс. Д. 1898 г., N 32, но и во всех других случаях.
Я.М. Затворницкий. – Там же, стр. 175.
153. Усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права состояния, приобретают усыновлением личное почетное гражданство. Там же, ст. 9.
1. Рассмотрение прав на почетн. гражданство и выдача актов на принадлежность сих прав относятся к предметам ведомства Деп. Герольдии Прав. Сената, а не окружного суда (Общ. Собр. I и Касс. Деп. 1892 г., N 43).
2. Ходатайства же усыновителей не из потомственных дворян о передаче своей фамилии усыновленному подлежат рассмотрению окружного суда (98/32).
154. Во всех случаях, кроме указанных в предшествующей (153) статье, усыновленный сохраняет права состояния, принадлежавшие ему до усыновления. Там же, ст. 10.
1. Усыновление иностранцем русского подданного не изменяет подданства усыновленного.
Гражданское уложение. – “Проект Ред. Ком. 1905 г.”, ст. 473.
2. См. ст. 145, 152, 153 и 1561.
155. Усыновление мещанами и сельскими обывателями совершается припиской усыновленного к семейству усыновителя с соблюдением правил, изложенных в статьях 146-150, 152, 154 и 1561-1567. Там же, ст. 11.