Если период республики закончился признанием права гражданства за всеми жителями Италии, то период принципата характеризуется распространением этого права и на провинциалов.
В начале периода это делается двумя путями: а) путем непосредственного дарования права гражданства тем или другим частям государственной территории, тем или другим отдельным общинам, причем для освобождения этих новых граждан от обязанности платить провинциальную подать часто необходимо еще дарование особого jus italicum[1].
b) Путем предоставления тем или другим общинам так называемого jus latinum[2], то есть того юридического положения, в котором находились прежде latini (полное jus commercii[3], но без политических прав). При этом различаются latium majus и latium minus.
В общинах, получивших latium majus, все жители, выбранные в местные магистраты или в сенаторы, eo ipso[4] делаются римскими гражданами (cives); в общинах, имеющих latium minus, такой привилегией обладают только лица, выбранные в магистраты, но не сенаторы.
Все остальные провинциальные жители остаются в течение первых двух веков этого периода по-прежнему на правах peregrini[5]. Но мало-помалу различие между cives, latini и peregrini фактически сглаживается: политическая сторона этого различия (право участвовать в народных собраниях) отпадает вместе с уничтожением самих народных собраний.
А вследствие этого отпадает и то соображение, которое могло еще препятствовать распространению права гражданства на всех подданных империи. Оставалось сделать только последний шаг, и этот шаг был сделан законом императора Каракаллы 212 г.
По сообщению Диона Кассия, Каракалла руководился при этом чисто фискальными соображениями – желанием распространить известные гражданские подати (vicesima hereditatum, 5%-ная пошлина с наследства) на провинциалов.
Как бы то ни было, но вследствие этой constitutio Antoniniana[6] все подданные Римской империи (за исключением лишь некоторых низших слоев населения, платящих подушную подать, – так называемые dediticii) получили право римского гражданства (Fr. 17. D. I. 5: “in orbe romano qui sunt ex constitutione imperatoris Antonini cives romani effecti sunt”[7]).
В положении latini остаются теперь только некоторые виды вольноотпущенников, а в положении peregrini только dediticii, причем в более позднем праве таковыми являются уже только лица, низведенные до этой ступени в наказание.
Распространение права гражданства на всех провинциалов повлекло за собой распространение римского права на всю территорию империи, то есть и на те обширные области, в которых действовало до сих пор местное право, признававшееся по общему правилу всеми правителями провинций.
Среди этих областей особенное место занимали Греция и Восток (Египет, Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое или сильно эллинизированное право. Все эти местные, национальные права (Volksrechte[8]) теперь сразу лишились своей положительной силы, а взамен их стало действовать единое имперское право (Reichsrecht[9]), то есть право римское.
Но само собою разумеется, что на практике сплошь и рядом продолжали применяться многие прежние местные нормы и обычаи, вследствие чего римское право, действовавшее где-нибудь в провинциях, далеко не совпадало с римским правом Италии.
Чрезвычайно любопытная картина такого своеобразно смешанного права в Египте раскрылась пред нами в последнее время благодаря богатым находкам в этой стране разнообразных документов – папирусов[10]. Первая крупная находка, сделанная при раскопках в El-Faijûm в 1877 г., привлекла к папирусам общее внимание ученых.
С той поры количество найденных документов значительно возросло, и изучение их (папирология) приобрело систематический характер. Исследования в этой области обнаружили, что местное греко-египетское право упорно удерживалось в жизни и оказало известное обратное влияние на законодательство позднейших императоров[11].
Что касается сословной группировки населения, то старое деление на патрициев и плебеев исчезает естественно – путем вымирания патрицианских родов; взамен этого прежняя классовая группировка на nobiles и ordo equester приобретает сословный характер.
Так, император Август установил для обоих сословий известный имущественный ценз: один миллион сестерциев (около 40 тысяч рублей) для принадлежности к сенаторскому сословию и 400 тысяч (около 20 тысяч рублей) для сословия всаднического, и, кроме того, он утвердил здесь принцип наследственности. Социальное различие обоих сословий сохраняется, осложняясь еще известною противоположностью политической.
Ordo senatorius представляет сословие, из которого выбираются главным образом республиканские магистратуры и пополняется сенат; естественно, что это сословие является исполненным старых республиканских воспоминаний, а по отношению к новой императорской власти элементом оппозиционным.
Всадническое сословие, класс денежной аристократии, напротив, получало от нового режима немаловажные выгоды и потому, в общем, представляет теперь элемент, для императорских тенденций благоприятный. По преимуществу из этого сословия вербуются теперь императорские чиновники.
Вся остальная масса населения при всем различии профессий и положений считается простонародьем – plebs, низшую ступень которого (в юридическом отношении) занимают вольноотпущенники – libertini.
В области экономических отношений наступает некоторое улучшение.
Этому способствовало, прежде всего, указанное выше упорядочение провинциального быта. Благодаря большему порядку и большей законности, экономическая жизнь провинций пошла нормальнее; в промышленности и торговле наступило заметное оживление, которое стало отвлекать туда немало рабочих рук.
Во многих местах благодаря императорским заботам возникают различные благотворительные учреждения (например, для воспитания сирот и т.п.), которые помещают свои капиталы в виде постоянных земельных рент в тех или других земельных участках; такой способ помещения капиталов служил весьма удобным кредитом для землевладельцев и способствовал поднятию их хозяйств.
Большое значение имело, далее, значительное сокращение числа рабов, вызванное почти полным прекращением новых завоеваний и слабым естественным приростом их. Благодаря этому рабский труд сделался дороже, и прежняя система пользования им оказывалась не столь выгодной.
Вследствие этого землевладельцы все чаще и чаще прибегают к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, и, таким образом, возрождается класс мелкого земельного крестьянства в виде свободных арендаторов, фермеров (coloni).
В широком масштабе это насаждение крестьянского землевладения практиковалось самими императорами на огромных имениях, им лично принадлежащих: мелкие участки сдавались съемщикам в аренду долгосрочную и даже вечную, лишь с обязательством платить определенный ежегодный оброк.
Наконец, прекращение народных собраний и народных выборов с возможностью разных подачек, сокращение казенной раздачи хлеба и т.д. ослабило притягательную силу Рима, и массы пролетариев более охотно идут теперь на землю и в провинции.
Но все это относительное улучшение не было прочным. Положение мелких арендаторов сплошь и рядом было тяжелым, зависимым. Прекращение счастливых войн с их богатой добычей, необходимость содержать большие армии для охраны границ, необходимость оплачивать большое количество чиновников и т.д. – все это заставляет правительство увеличивать тягость податного бремени, а это ухудшает и без того нелегкое положение мелких хозяев.
Результаты этого не столь острого, но все же печального положения сказались новым общим и уже повсеместным экономическим упадком в период абсолютной монархии.
[1] Jus italicum – “италийского права”.
[2] Jus latinum – “латинского права”.
[3] Jus commercii – “право коммерции” – правоспособность в сфере частного права.
[4] Eo ipso – тем самым.
[5] Peregrini – иностранцы.
[6] Constitutio Antoniniana, принятая в 212 г. н.э., носит это название, поскольку была принята императором Каракаллой из династии Антонинов. По этому установлению Каракаллы римское гражданство получали все слои свободного населения Империи. Обойдены этой мерой оказались только так называемые dediticii.
Этим термином изначально в Риме обозначались неприятели, сдавшиеся на милость победителя. В эпоху Империи это название распространилось на некоторые категории вольноотпущенников. Возможно, это понятие имеет именно такой смысл в указе Каракаллы, хотя некоторые историки пытаются подвести под эту категорию сельское население провинций, платившее подушную подать.
Подробнее об этом см., например: Ранович А.Б. Эдикт Каракаллы о даровании римского гражданства населению Империи (Текст и комментарии) // Вестник древней истории. 1946. N 2. С. 66–80; Штаерман Е.М. К вопросу о dediticii в эдикте Каракаллы // Там же. С. 81–88.
[7] In orbe romano qui sunt ex constitutione imperatoris Antonini cives romani effecti sunt – “все население римских земель по конституции императора Антонина получило права гражданства”.
[8] Volksrechte (нем.) – “права народов”.
[9] Reichsrecht (нем.) – “имперское право”.
[10] Папирусы – тексты, написанные на материале, изготовленном из разрезанных и спрессованных в лист стеблей одноименного растения, которое растет на берегах реки Нил в Египте. На протяжении античной истории папирус активно экспортировался Египтом и служил одним из основных писчих материалов в странах средиземноморья.
Папирусы в большом количестве были найдены во время археологических раскопок в Египте, в результате чего в научный оборот введено большое количество новых античных текстов, в том числе юридических. Находки продолжаются и до сих пор.
[11] См.: Mitteis L. Reichsrecht und Volksrecht. 1891. Общие результаты папирологических работ сведены в кн.: Mitteis L., Wilcken U. Grundzüge und Chrestomatie der Papyruskunde. I, II. 1912. См. также: Фрезе. Очерки греко-египетского права. Ч. I. 1912.