На тех же первых страницах русской летописи мы видим в обилии и другую сторону правообразования, иные признаки, обращенные к будущему, к высшему развитию общественности. Это начало договорное, связующее разные племена и общины свободными узами федерации.
Договорная форма, при всем ее несовершенстве, когда ею исключительно связаны обширные и разнородные коллективные группы для целей постоянных и общих, открывает, однако, очень обширные перспективы для последующего общения в области права.
Мы видим эту форму в древней Руси в явлениях призыва князя, в соглашениях отдельных племенных групп одной с другой непосредственно и при посредстве князей, в договорах князей между собой, с их дружинами, князей с волостями, в соглашениях об общих нормах суда, в договорах с землями соседними.
Эти многообразные формы договорных соглашений, особенно групповые ряды, знаменуют собой образование и укрепление начал общности в праве на счет партикуляризмов[1].
Чем больше черт сходства в правосознании разных групп, тем, понятно, легче форма договорная, по существу временная, переходит в постоянное правообщение, обосновывает начала действительно общего права (обычного).
Мы видели выше, в обозрении истории немецкого общего права, случаи, где простой переход устных юридических традиций в форму письменного их начертания содействует, в известных условиях, возвышению авторитета локальных норм на степень общих, процессы такого рода мы наблюдаем в старой русской жизни, где обычаи разноместные, уставы отдельных князей, соглашения между князьями, раз подвергнувшись переработке в некоторый комплекс норм записанных, получали характер общего руководящего юридического сборника, быстро распространявшегося в разных волостях, в неодинаковых, частью по содержанию, частью по говору, редакциях.
Таков известный вам сборник “Правды Русской”, который должен быть рассматриваем как первый конвенциональный, так сказать, источник общего русского права, где крайне рано, вместе с этим характером общности, замечается и обособление начал чисто частного права.
[1] См. теперь особенно проф. Леонтовича Ф.И. Старый земский обычай. 1889. с. 58 и след.