Довольно близкие подобия шеффенов известны и русскому праву. Уже в нашем дореформенном процессе, как замечено, существовали судебные заседатели; но они определялись на срок значительно больший и носили сословный характер.
Ныне в полковых судах кроме председателя имеются два временных члена, вместе с ним составляющих нераздельную судебную коллегию, но члены эти назначаются военным начальством, притом из обер-офицеров, между тем как ведомству полкового суда подлежат только нижние воинские чины.
Существенно также отличаются от шеффенов те сословные представители, которые присоединяются к составу особого присутствия Сената и судебных палат для суждения некоторых дел, объем которых значительно расширен законом 1889 г.; отличие это состоит в том, во-первых, что институт сословных представителей покоится на сословной должности, лицом занимаемой, а не на особом избрании для целей судебных; и, во-вторых, суд с сословными представителями учреждается для определенного дела, а не на целую сессию.
Только в порядке разбирательства он приближается к шеффенскому институту, ибо сословные представители образуют вместе с коронными судьями нераздельную коллегию с одинаковыми правами всех членов ее по разрешению возникающих в деле вопросов.
Гораздо ближе к шеффенскому институту учреждение гминных судов, существующее в Царстве Польском. Гминные суды занимают середину между имперскими волостными и мировыми судами; особенность их положения обусловливается отсутствием сословий в этой окраине.
Сельское население ее подлежало прежде патримониальной юрисдикции крупных землевладельцев, конец которой положен только Уставом о сельских гминных судах 1860 г. и указом 1854 г. Законы эти, согласно с понятиями того времени, соединяли еще судебную власть с административной; гминным судьей, председателем суда, был в виде общего правила гминный войт, на котором лежали административные функции.
Положение 19 февраля 1875 г. о применении судебных уставов 20 ноября к Варшавскому судебному округу в организации гминных судов отделяет судебную власть от административной. Гминные судьи и лавники, последние в числе не менее трех, избираются гминным сходом на три года. Сперва по гминам составляются общие списки лиц, имеющих право быть избранными в гминные судьи и лавники.
Для этого требуется достижение 25-летнего возраста, право участия в делах схода, имущественный и образовательный цензы, для гминных судей – окончание курса в каких-нибудь учебных заведениях или трехлетняя служба в таких должностях, в которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, а для лавников – грамотность в русском языке.
Списки эти составляются гминными войтами по совещанию с солтысами и со всеми поступившими жалобами о неправильности или неполноте препровождаются уездному начальнику. Исправив и дополнив или сократив их, уездный начальник возвращает список в гмину.
Гмина приступает к избранию двух кандидатов на каждую должность, подлежащую замещению; лавники и кандидаты их утверждаются в должности начальником губернии по соглашению с прокурором местного окружного суда, а в случае разногласия – министром юстиции; списки же гминных судей и кандидатов их представляются губернатором министру юстиции, от усмотрения которого зависит утвердить избранных гминами лиц или же назначить помимо их других лиц до следующих выборов.
Лавники составляют необходимую часть гминного суда, так что гминный судья единолично никаких действий предпринимать не вправе. Они совместно с гминным судьей разрешают не только вопросы о виновности и наказании, но и все вообще процессуальные вопросы.
Гминный суд имеет также своего писаря. На случай болезни или иных причин гминный судья и лавники замещаются кандидатами, избираемыми и утверждаемыми в том же порядке.
Гминные суды заменяют собой мировых судей, которые определяются только в городах, а не в уездах, но юрисдикция их несколько уже. Они подлежат апелляции и надзору мирового съезда, в заседаниях которого гминные судьи (но не лавники) принимают участие на правах членов.
Это учреждение всего ближе к шеффенскому институту, но и тут нет полного сходства. В гминном институте чрезвычайно широка власть администрации по вопросу о замещении должностей судьи и лавников.
Здесь выборным является весь состав суда, включая и председателя. Здесь, наконец, судья и лавники определяются на весьма значительный срок, превращающий почетную должность в общественную службу.
Во всех указанных формах народного участия в судебной деятельности остается место коронному элементу. Но русскому праву известна также форма, совершенно устраняющая коронного судью, именно мировой суд. Подобное явление у нас не ново.
Уже в XVI в. московское правительство, испуганное усилившимися разбоями и иными лихими делами, решилось предоставить суд исключительно обществу, положив его на душу выборных губных старост и целовальников, предоставив им обширную власть, но сохранив за собой право контроля над ними.
Затем, с образованием сословных судов, в составе их нередко обходились без коронного элемента. Таким образом, составители судебных уставов при организации мирового суда, избираемого обществом, но подлежащего контролю правительства, стояли на исторической почве.
Рассмотрением этого института мы займемся в другом месте курса. Здесь заметим только, что подобные ему встречаются в Северной Америке; в Европе такой формы судебной организации для дел уголовных ныне не существует.