Смотря по различию самых разграничиваемых интересов и по различию принятых в руководство правовых принципов, содержание юридических норм бывает крайне разнообразно. Подробное ознакомление с разнообразным их содержанием дают специальные юридические науки, изучающие отдельные отрасли права или отдельные национальные и исторические системы права.
Общая теория должна тут ограничиться лишь самыми общими положениями и указанием лишь общих основных категорий, к которым может быть сведено все разнообразие содержания юридических норм. Такое обобщение возможно, так как осуществление всех человеческих интересов при всем их разнообразии все-таки обставлено одними и теми же общими условиями.
Для осуществления каждого своего интереса человек нуждается в пользовании силами, посредством которых производит он изменения данных условий его существования согласно преследуемым целям. Дня производства любого средства удовлетворения человеческих потребностей необходимо требуется затрата известной силы.
Между тем сил, удобно поддающихся пользованию человека, ограниченное количество. Избытка в них не бывает. Поэтому столкновение интересов всегда получает форму борьбы из-за пользования потребными для их осуществления силами. А отсюда само собой определяется, каково должно быть общее содержание юридических норм.
Если столкновение интересов всегда выражается в борьбе из-за пользования силами, то разграничение интересов может быть достигнуто только установлением определенного порядка пользования служащими к их осуществлению силами. Юридическая норма всегда определяет, кто, чем и в каком объеме может пользоваться, но делается это, как мы видели, всегда в форме велений.
Она повелевает: 1) не пользоваться для осуществления своих интересов потребными к тому силами вне установленных нормой рамок и 2) совершать действия, делающие для других возможным пользоваться соответственными силами в предоставленных им правом пределах.
Итак, каждая юридическая норма содержит определение порядка пользования силами для осуществления разнообразных человеческих интересов, с целью устранить их столкновение.
Так как соотношение различных сталкивающихся интересов неодинаково, то сообразно с этим и содержание юридических норм, сохраняя свой общий характер, представляет, однако, в определении порядка пользования существенные различия.
Все разнообразные случаи столкновения интересов могут быть сведены к трем типам. Это может быть: 1) столкновение совершенно одинаковых интересов различных лиц, 2) столкновение неодинаковых, но равноценных интересов и 3) столкновение неравноценных интересов.
Столкновение одинаковых интересов представляет ту особенность, что на разграничение интересов тут не может влиять их различие. Так как оба столкнувшиеся интереса предполагаются совершенно одинаковыми, то нет никакого основания оказывать какому-либо из них предпочтение пред другим.
Поэтому, если осуществление этих интересов оказывается совместимым, то разграничение их может быть установлено не иначе, как по началу полного равенства. Осуществление каждого допускается в равном объеме.
Если же осуществление сталкивающихся интересов представляется несовместным, так что осуществлен может быть только один из них, то, за отсутствием какого-либо разумного основания для выбора между двумя совершенно одинаковыми интересами, решение предоставляется случаю. Это делается в различных формах.
Напр., пользование предоставляется первому захватившему вещь по правилу qui prior tempore, potior est jure. В случаях общей опасности, когда спасение одного может быть достигнуто только ценою гибели другого, дело решается случайным исходом борьбы лиц, настигнутых бедой, из которых каждый стремится спастись на счет другого по праву крайней необходимости. Иногда дела решаются прямо жребием.
Интересы неодинаковые, но равноценные, также могут быть или совместимыми, или нет. Совместимые равноценные интересы разграничиваются, как и одинаковые, по началу равенства, но равенство тут иное. К разграничению одинаковых интересов применяется равенство простое, т. н. арифметическое.
Каждому интересу предоставляется одинаковое количество сил. К разграничению равноценных, но различных интересов применяется принцип пропорционального или т. н. геометрического равенства. Различные интересы требуют Для своего осуществления весьма различное количество силы.
Поэтому равенство таких интересов было бы фиктивным, если бы требующему большого количества силы было предоставлено столько же, сколько и другому, требующему сравнительно ничтожное количество сил. При таком условии один интерес получил бы для осуществления излишнее количество сил, другой — недостаточное.
Действительно, равенство в их осуществлении достигнуто не было бы. Поэтому в таких случаях применяется равенство пропорциональное, т. е. силы распределяются между разграничиваемыми интересами не поровну, а пропорционально количеству, потребному для полного осуществления каждого из интересов.
В случае несовместимости равноценных интересов выбор между ними не необходимо предоставляется случаю. Так как равноценные интересы все-таки различны, то можно найти и другие основания для выбора. Так, один из равноценных интересов может оказаться интересом большинства, другой — интересом меньшинства.
Понятно, что в таком случае предпочтение отдается интересу большинства. Далее, интересы могут различаться, как старый и новый. Старый, уже завоевавший себе общее признание, уже привычный, естественно предпочитается новому.
Неравноценными интересы могут быть или по субъекту (смотря по тому, чьи это интересы), или по содержанию (смотря по тому, какие это интересы). Признание интересов неравноценными по их субъекту находит себе особенно широкое применение при сословном строе общества.
Интересы привилегированных сословий ценятся, конечно, выше интересов низших сословий. Но сословные различия не единственное основание различной оценки интересов по их субъекту. Так, прежде всего, интересы общие естественно предпочитаются интересам частным.
Например, интересы государства ценятся выше интересов провинции, общины; интересы общины выше интересов отдельного лица. Кроме того, и отдельные лица могут быть поставлены в такое соотношение, что интересы одного будут цениться выше интересов другого.
Так, в случае правонарушения, интересы потерпевшего ставятся выше интересов правонарушителя. Или еще другой случай: когда приходится выбирать между возможной гибелью матери и утробного младенца, жизнь матери ценится выше, так как она уже существует, как самостоятельное лицо, а утробный младенец только, может быть, будет существовать.
Оценка интересов по содержанию зависит всегда от нравственных воззрений, существующих в данном обществе, в данное время. Выше ценимому интересу, конечно, оказывается при разграничении предпочтение, и степень предпочтения определяется относительной оценкой разграничиваемых интересов.
Для ближайшего выяснения содержания юридических норм следует еще указать на то, что кроме частных интересов, сталкивающихся в каждом данном случае при разграничении их, принимаются в соображение еще и общие интересы, сопутствующие, так сказать, всем частным случаям столкновения интересов.
Самым общим из таких сопутствующих интересов является интерес мира. Юридическая норма имеет всегда своею целью устранение столкновения интересов, следовательно, мир между субъектами этих интересов. Поэтому при разграничении каких бы то ни было интересов, кроме них самих, всегда принимается в соображение и интерес мира.
Недаром Гоббс основным законом права считал правило: pax quaerenda est, а Гербарт все право думал вывести из требования устранения спора. Мир, каким бы образом ни был он достигнут, уже сам по себе представляет выгоду. Он дает экономию сил, которые бы при отсутствии мира тратились на борьбу.
Он сообщает определенность отношениям, дающую возможность с уверенностью рассчитывать на будущее, между тем как исход борьбы нельзя никогда предусмотреть с полною уверенностью. Поэтому хотя бы мир достигался установлением весьма стеснительных правил разграничения интересов, он все-таки выгоднее, чем борьба.
Ввиду такой ценности мира при разграничении любых интересов всегда принимается в соображение и интерес мира, и предпочтение оказывается тому способу разграничения, который наиболее обеспечивает мир. Поэтому, например, право вообще склонно охранять уже фактически установившиеся отношения по правилу beati possidentes.
Поэтому фактическое состояние, особенно если оно длится мирным образом долгое время, превращается само собой в право: отсюда приобретение собственности посредством давностного, хотя бы и недобросовестного владения. Поэтому же правовое притязание, не осуществленное в течение определенного срока, теряет свою силу (погасительная давность).
Кроме этого интереса мира, преследуемого каждой системой права, можно указать и другие сопутствующие интересы, не имеющие столь общего значения, так как они обусловливаются определенными нравственными воззрениями.
Таков, например, интерес свободы, далеко не везде и не всегда преследуемый правом. В современном правосознании цивилизованных народов ему принадлежит, однако, весьма выдающаяся роль. Современное право предпочитает всегда ceteris paribus такой способ разрешения интересов, который наименее стесняет личную свободу.
Кроме этих общих сопутствующих интересов, каждое частное столкновение интересов затрагивает попутно большее или меньшее число интересов, стоящих в связи с непосредственно сталкивающимися, и, конечно, эта связь интересов не может не влиять на способ их разграничения.