Типом группы юго-западных земель служит земля Галицкая; но ее устройство повторяется и в земле Волынской; сюда же отчасти примыкает и Киевская земля. Здесь преобладает боярская власть над князем и вечем.
Предположительно зародыши такой особенности могли существовать в Галицкой земле с древнейших времен, ибо обстоятельствами, содействовавшими их образованию, были природные и местные условия этой земли. Природное богатство почвы по Днестру, Сану и Бугу дало могущество классу землевладельцев, т.е. бояр по преимуществу.
Но следует признать, что и соседство с Польшей и Венгрией (странами, в которых рано развился аристократический элемент) имело свою долю влияния на особенный склад государственного устройства Галиции (хотя бы и без прямых заимствований).
Червоная Русь принадлежала некоторое время Польше; затем не один раз правили ею мадьяры, члены королевского дома с большим двором. Волынь имела постоянно то дружественные, то военные отношения с Польшей и находилась в ближайшем бытовом общении с населением этой страны.
В 119 г. польский король Болеслав, вызванный на помощь князем Изяславом Мстиславичем, “пришел к Луцку, и ту пребы три дня; и ту пасаше (препоясывал) Болеслав сыны боярьскы мечем многы”, т.е. посвящал их в рыцарство. С конца XII в. в заметной степени проявляются следующие особенности государственного устройства Галицкой земли.
а) Бояре присваивают себе право распоряжения княжеским столом (приглашением и смещением князей). Пока правила в Галиции династия Ростиславичей, власть боярской думы не могла еще проявиться с заметной силой, но, очевидно, образовалась уже в то время.
В 1188 г., когда княжил Владимир в Галицкой земле и “думы не любил с мужами своими”, то “уведав Роман (волынский князь), аж мужи (бояре) галичькии не добро живут с князем своим про его насилье… слашеть без опаса к мужем галичькым, подътыкая их на князя своего, да быша его выгнале из отчины своея, а самого (Романа) быша прияли на княжение.
Мужи же галичькыи, приимше съвет Романов, совокупивше полкы своя и утвердившеся крестом, и восташа на князь свой… Он же убоявся, поимав злато и сребро много… еха во Угры к королеви. Галичане же: пославшася по Романа”.
Но на этот раз Роман не удержался и был выгнан венгерским королем, который посадил здесь не прежнего князя, а своего сына Андрея. Недовольные этим, “галичькии мужи пославшаяся в Ростиславу к Берладничичю, зовуще его в Галичьна княжение”.
Но и этот князь не одолел силы мадьярской и погиб. Между тем наследственный князь Галицкий Владимир, сидевший в заточении в Венгрии, успел уйти и заинтересовать в своей судьбе германского императора и польского короля.
Тогда “галичькыи мужи”, раскаявшиеся в том, что его прогнали, “сретоша его с радостью великою… а королевича прогнаша из земли своея”. По прекращении прежней династии боярская власть особенно усиливается при Романе и его сыне Данииле, несмотря на сильный характер и энергию этих князей, “самодержцев всей Русской земли”.
Хотя Роман Великий убивал лучших бояр галицких, зарывал их живыми в землю, четвертовал и расстреливал, но после смерти его боярская власть обнаружилась с новой силой; дети Романа были изгнаны и приглашен один из черниговских князей (Владимир Игоревич с братом Романом): “Галичькые бояре послаша по них и посадиша и: в Галиче Володимера, а Романа в Звенигороде” (1202 г.).
Однако бояре не ужились с этими своими избранными; 1208 г. “совет сотворили” (князья) Игоревичи на бояр галицких, чтобы избить их, и при случае бояре избиты: убит был Юрий Витанович, Илья Щепанович и другие бояре, убито всего около 500, а другие разбежались: Владислав Кормиличич, Судислав и Филипп бежали к венграм.
Беглецы призвали на помощь венгерского короля. Подступив к Перемышлю, боярин Владислав так говорил осажденным перемышльским боярам: “Братья, чего смущаетеся (не хотите предать князей Игоревичей)? Не они избили отцев наших и братью вашу? Имущество ваше они разграбили, дочерей ваших отдали за рабов ваших, а имениями вашими овладели другие – пришельцы. За них ли хочете душу свою положить?”
Игоревичи были взяты в плен. “Тогда же бояре володимерстии и галичькый… и воеводы угорьскые посадиша князя Данила на столе отца своего – великого князя Романа во церкви св. Богородица Приснодевица Марья”.
Плененных князей угры хотели отвезти к своему королю: “Галичаном же молящимся им, да быша и повесили, мьсти ради; убежени же бывше Угре великими даръми, предани быша на повешение”. Однако и семья Романа принуждена была опять бежать из Галича.
б) Тогда произошел здесь единственный случай во всей русской истории того времени – приобретение княжеской власти боярином (не княжеского происхождения). В 1210 г. “Володислав (боярин) воеха в Галичь, вокняжися и седе на столе”.
Но такой случай остался исключительным и ненормальным в глазах современников; король польский говорил: “Не есть лепо боярину княжити в Галичи”; Владислав был схвачен и заточен, “и в том заточеньи умер, нашед зло племени своему и детям своим, княжения деля; вси бо князи не призряху детий его того ради”.
в) Подобно этому здесь же произошел единственный случай корпоративного удаления всех бояр. Когда правил Галичем князь Мстислав, в 1226 г. один из бояр – Жирослав – оклеветал князя перед боярами, якобы он хочет предать всех бояр на избиение половецкому хану.
“Они же, емше веры, отдъидошат в землю Перемышлескую, в горы Кавокасьския, рекше во Угорскыя, на реку Днепр” (?); оттуда и начались сношения через послов между князем и боярами; княжеский посол наконец “приведе бояре вси к нему”.
Однако и после этого мир между князем и боярами был лишь внешний; один из бояр говорил князю Мстиславу (советуя ему отдать дочь за королевича и передать зятю галицкий стол): “Не можешь бо держали сам, а бояре не хотять тебе”. Князь ушел.
г) Для борьбы с боярским элементом было призвано народное вече (князем Даниилом в 1231 и 1235 гг.) Но вече не могло сломить окончательно власть бояр: в 1231 г. “была крамола безбожных бояр галицких, совет сотворили они на убиение и предание земле Даниила”; при возникшей по этому поводу открытой войне с боярами Данил остался лишь с 18 верными отроками; тогда, “созвавшу (ему) вече и рече им: хочете ли были верни мне, да изыду на враги мое? Онем же кликнувшим: верни есмы Богу и тебе, гсподину нашему, изыди с Божьею помощью. Соцкый же Микула рече: господине, не погнетши пчел, меду не едать”.
В 1235 г. Даниил воспользовался отсутствием своего соперника – князя из Галича “со всеми бояры” и подошел к Галичу, послав сказать гражданам (“любяхуть же гражане”):
“О мужи градьстии, доколе хощете терпели иноплеменных князей державу? Ониже воскликнувше реша: яко се есть держатель наш, Богом данный; и пустишася яко дети ко отчю, яко пчелы к матце… Бояре же пришедше на ногу его, просяще милости; яко согрешихом ти, иного князя держахом. Он же отвещав рече им: милость получисте, пакы же сего не сотворите, да не во горьшая впадете”.
д) Бояре в Галицкой земле владеют пригородами на правах княжеских: в 1219 г. дан Звенигород боярину Судилаву. “Бояре Галицкие Даниила князем себе называли, а сами всю землю держали; Доброслав вокняжился (в 1220 г.) и Судьич, попов внук… он вшедши в Бакоту все Понизье захватил без княжаго повеления, а Григорий Васильевич горную страну Перемышльскую… Даниил же, уведав о том, послал Якова, стольника своего, с великою жалостью к Доброславу, говоря к ним: я – князь ваш, но вы повеления моего не творите, землю грабите; черниговских бояр я не велел тебе, Доброслав, принимать, а давать волости галицким” (таким образом, князь сам признает исключительное право местных бояр на волости).
Князь особенно приказал не отдавать никому Коломыи (соляных копей) как княжеской регалии; но оказалось, что Доброслав уже отдал ее боярам Лазарю Домажиричу и Ивору Молибожичу, “двум беззаконникам от племени смердья”. Посол князя так упрекал за это Доброслава:
“Како можеши без повеления княжа отдати ю сима, яко велиции князи держать сию Коломыю на роздавание (содержание) оружьником? Он же усмеявься рече: то что могу же глаголати?.. Даниил же скорбяше и моляшеся Богу о отчине своей, яко нечестивым сим держати ю и обладати ею”.
Подобное же преобладание боярского элемента в Волынской (и отчасти Киевской) земле можно видеть из некоторых вышеприведенных фактов, а также из следующего: в 1204 г. Ингварь должен был уступить г. Владимир Александру только потому, что бояре не любили его: “Боярам же не любящим Ингвара, Олександр… прия Володимер”.
Особенности галицко-волынского государственного устройства отразились на судьбе Юго-Западной Руси в следующем периоде (польско-литовском).