Существенным ослаблением паспортных стеснений явился, далее, указ 5 октября 1906 г. об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей.
Раньше мещане, ремесленники и крестьяне могли получать виды на жительство не иначе, как по месту приписки. При этом видами для них были не бессрочные паспортные книжки, но паспорта на сроки до одного года и пятилетние книжки.
В получении паспорта эти лица бывших податных состояний были поставлены в зависимость от мещанских и крестьянских обществ. При наличности недоимок паспортные книжки выдавались им не иначе, как с согласия обществ. А неотделенным членам крестьянских семейств для получения и возобновления вида надо было еще заручаться согласием хозяина крестьянского двора.
Указ 5 октября 1906 г. отменил все эти стеснения. Крестьяне, мещане и ремесленники поставлены теперь в праве передвижения в одинаковые условия с лицами других состояний.
Постоянным местом их жительства признается не место приписки, но, как это прежде было только для лиц других состояний, место, где они по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеют оседлость либо домашнее обзаведение.
В качестве видов на жительство они получают бессрочные паспортные книжки как в местах приписки – от сословных учреждений, так и в местах постоянного жительства – от полицейских управлений, а в столицах – от участковых приставов.
Но если в настоящее время отпали сословные ограничения, то еще в силе ограничения по полу и по национальности.
Ограничения для женщин
В свободе передвижения у нас стеснена женщина. Незамужняя женщина может потребовать отдельный вид на жительство лишь по достижении 21 года, тогда как мужчина-уже с 17 лет. Несовершеннолетняя девица может получить отдельный вид не иначе, как по просьбе родителей или опекуна либо с согласия попечителя.
Замужняя женщина, в каком бы возрасте она ни была, может получить вид только с согласия мужа. Впрочем, это последнее ограничение теперь несколько утратило свою суровость: жена может получить отдельный вид, по распоряжению полиции, без согласия мужа, если последний пропал без вести, сошел с ума, посажен в тюрьму или находится на военной службе.
Кроме того, как было разъяснено указами второго департамента Сената по крестьянским делам, согласие мужа на выдачу жене паспорта в крестьянском быту необходимо лишь тогда, когда муж живет вместе с женой и дает ей средства к существованию.
В противном же случае, а также при наличности жестокого обращения мужа с женой, крестьянские учреждения могут выдать жене, по ее просьбе, отдельный вид на жительство и без согласия мужа (Ук. 2 деп. Пр. Сен. 8 марта 1907 г., N 1424). Замужняя женщина других состояний, желающая получить отдельный вид без согласия мужа, может обращаться с ходатайством на Высочайшее Имя.
Ограничения для евреев
Переходя к ограничениям по национальности, следует остановиться на тех стеснениях, которые у нас поставлены передвижению евреев. Основой этих стеснений является “черта еврейской оседлости”. Эта черта установилась при Екатерине II. До 1772 г. евреи совсем не допускались на постоянное жительство в Россию. Они могли приезжать к нам по делам торговли в качестве гостей.
Оседавшие, однако, были удаляемы. Так, указом Екатерины I (1727 г.) было предписано евреев, “как мужеска, так и женску полу, которые обретаются на Украине и в других российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедля и впредь ни под какими образы в Россию не впускать”.
Это распоряжение было повторено Елизаветой Петровной, да и сама Екатерина II в своем манифесте о восшествии на престол решительно высказалась против открытия евреям доступа в Россию.
В 1772 г. это отношение к евреям существенно изменилось – по соображениям политики. По первому разделу Польши к России была присоединена Белоруссия: вместе с прочим населением последней подданными России делались, таким образом, и жившие здесь в значительном количестве евреи.