В Русской Правде нет преступлений против церкви. Это объясняется тем, что церковь заимствована нами из Византии, откуда она и принесла церковные постановления уже совершенно готовыми, вносить их в Русскую Правду для составителя не было повода: это было “не русское право”. Некоторые правила, касающиеся церкви, встречаются в специальных памятниках, в церковных уставах.
Церковный устав Владимира упоминает следующие преступления: “церковная татьба, мертвецы волочать, крест посекуть, или на стенах режут, скоты или псы и потки (птицы) без велики нужи введет или что не подобно в церкви подеет; моление под овином, в рощении или у воды”.
Кража из церкви и нарушение покоя могил через ограбление мертвых тел взяты из Градских законов (XXXIX. 57, 58); ввод животных в церковь – из правил Трулльского собора (Неволин. Т. VI. 279); остальные составляют, может быть, результат отечественной практики, вызванной знакомством с содержанием ветхозаветных книг.
Ярославов устав посвящает очень мало внимания преступлениям против церкви. Он полагает наказание в 12 грив, в пользу епископа и княжескую казнь за пострижение головы и бороды; Пространная его редакция говорит еще о некоторых видах запрещенной еды, например, о еде с некрещеными.
К преступлениям против церкви относится еще и ведьство (ведать, ведун, ведьма), или волхвование и чародеяние. Как наши предки, так и германцы верили в существование людей, одаренных чудесной силой и даром предвидения. Эти знахари, предполагалось, стояли в сношениях со злыми духами и при помощи их могли совершать злые дела. Владимиров устав упоминает о “ведьстве”, но не определяет последствий.
В XVII в. преступления против веры занесены уже в светское законодательство, и им дано первенствующее место, им посвящена глава I Уложения. В ст. 1 этой главы говорится о богохульстве, за которое назначается смертная казнь через сожигание; затем речь идет о преступлениях, имеющих целью помешать спокойному течению церковной службы: кто не даст совершить божественной литургии, казнится смертью.
Эта глава далеко, однако, не исчерпывает всех преступлений против веры. О совращении из православия говорится в гл. XVII. Виновные в совращении казнились сожжением, а совращенных отсылали к патриарху для обращения.