Не состоит ли разница между уголовными и неуголовными правонарушениями в том, что первые идут в разрез удовлетворению важнейших и более или менее важных правомерных потребностей, а вторые – не важных, по правильному или даже ошибочному мнению правоучредителей?
Эта разница встречается во многих случаях, но далеко не во всех, а потому не может быть разграничительным признаком преступного. Во-первых, часто случается, что удовлетворение одной и той же правомерной потребности может подвергаться нападению как путем уголовных, так и путем неуголовных правонарушений. Таковы, например, удовлетворение имущественной потребности человека, нравственной и т. д.
Во-вторых, часто случается, что уголовные правонарушения идут вразрез удовлетворению важнейших и более или менее важных правомерных потребностей, по мнению правоучредителя, а неуголовные – не важных; зато есть и обратные случаи.
Напр., потребность человека жить принадлежит к числу важнейших, по мнению каждого цивилизованного законодателя; вразрез ее удовлетворения идет уголовное правонарушение – убийство.
Потребность нанимателей в соблюдении договоров личного найма домашней прислугой считается не важной, по русскому праву, самовольный уход этой прислуги от хозяина до истечения срока без уважительных причин составляет гражданское правонарушение[1].
Потребность детей в умственном образовании, бесспорно, принадлежит к числу важных, против ее удовлетворения направляется гражданское правонарушение: недоставление образования родителями несовершеннолетним детям[2].
Потребность в соблюдении чистоты и опрятности на улицах признается не важной в России, вразрез удовлетворению этой потребности идет уголовное правонарушение. “За несоблюдение правил о чистоте и опрятности на улицах, говорит наше законодательство[3], а равно за допущение бродить по ним скот там, где это воспрещено, виновные подвергаются денежному взысканию не свыше одного рубля.
[1] Свод гражданских законов ст. 1536. 2238.
[2] Свод гражданских законов ст.172-173.
[3] Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Издание 1885 г. ст. 55.