Более регламентирован гласный полицейский надзор. Положение о нем мы находим в приложении II к ст. 1 Устава о пред. и прес. прест. Гласный полицейский надзор учреждается по распоряжению административных властей как мера предупреждения преступлений против существующего государственного порядка. Он устанавливается над т. наз. политически неблагонадежными лицами или, как сказано в законе, “над лицами, вредными для общественного спокойствия”.
Представления местных властей об учреждении гласного полицейского надзора рассматриваются в Особом Совещании при министре внутренних дел, под председательством заведующего полицией товарища министра, из четырех членов – двух от Министерства внутренних дел и двух от Министерства юстиции. Постановления Совещания утверждаются министром внутренних дел.
Учреждение полицейского надзора составляет, по закону, необходимое последствие административной ссылки, т.е. водворения лица административным порядком на жительство в определенную местность. Но он может быть установлен над лицом и в обыкновенном месте его жительства.
Продолжительность надзора определяется, при самом учреждении надзора, сроком не свыше пяти лет.
С установлением гласного надзора связаны весьма существенные ограничения личной свободы у поднадзорного.
Поднадзорный обязан являться в полицию по первому ее требованию.
Полиция имеет право входить в квартиру поднадзорного во всякое время, а равно производить у лиц поднадзорных обыски и выемки.
Министру внутренних дел предоставляется воспрещать поднадзорному непосредственное получение и отправку корреспонденции. В таком случае вся корреспонденция поднадзорного идет на просмотр уездного исправника и начальника жандармского управления.
Поднадзорный ограничивается в свободе передвижения. У него отбираются документы о его звании и вид на жительство, взамен которых ему выдается свидетельство на проживание в назначенной ему для того местности.
Временные отлучки могут быть разрешаемы “по особо уважительным причинам и при одобрительном поведении поднадзорного” в пределах уезда – местным начальником полиции, в пределах губернии – губернатором и в другие губернии – министром внутренних дел. При отлучках поднадзорному выдается проходное свидетельство и обязательный для следования маршрут.
Наконец, поднадзорный крайне ограничивается в свободе занятий и промыслов: ему закрыта “всякого рода публичная деятельность”. Ему воспрещается состоять на государственной или общественной службе, быть педагогом, принимать к себе учеников для обучения их искусствам и ремеслам, сделаться актером, поступить на службу в типографию, в фотографию, в библиотеку для чтения, торговать книгами и даже открыть трактир.
Поступить учиться хотя бы в частное учебное заведение поднадзорный может не иначе, как с особого разрешения министра внутренних дел. Это разрешение необходимо и для того, чтобы заняться врачебной, акушерской или фармацевтической практикой или поступить писцом по найму в казенное или общественное учреждение.
“Все остальные занятия, дозволенные законом, разрешаются поднадзорным, но с тем, что от местного губернатора зависит воспретить поднадзорному избранное им занятие, если оно… по местным условиям представляется опасным для общественного порядка и спокойствия” (ст. 27).
Таким образом, лицо поднадзорное может оказаться лишенным всякого заработка. При неимении средств к существованию оно получает некоторое пособие от казны на жизнь, на одежду, белье и обувь и для отъезда, по освобождении, на родину. Но поднадзорные, уклоняющиеся от занятий по лености, дурному поведению или привычке к праздности, лишаются права на получение пособия от казны.
За неисполнение правил о надзоре поднадзорные подвергаются аресту при полиции: по постановлению начальника местной полиции – на срок до трех суток; по распоряжению губернатора – на срок до семи дней и по предписанию министра внутренних дел – на срок до одного месяца.
Как показывает изложенное, гласный полицейский надзор является не простым полицейским наблюдением, но целой системой тяжелых стеснений и ограничений для личной свободы поднадзорного.