Разновидность полицейского ареста составляет судебно-полицейский арест. Он производится для пресечения человеку, подозреваемому в совершении преступления, способов уклониться от следствия. Здесь полиция, по мере необходимости, временно заменяет следственную власть. Судебно-полицейский арест у нас поставлен в более или менее определенные рамки Судебными Уставами Александра II.
Полиция вправе пользоваться этим арестом только в тех случаях, когда подозреваемый застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения; когда против него есть несомненные улики, указанные в законе; когда он покушался бежать и когда, наконец, он не имеет постоянного жительства или оседлости (Уст. Уг. Суд., ст. 257). При этом полиция обязана соблюдать относительно условий и форм ареста во всей точности правила, постановленные для производства предварительного следствия.
Но самая продолжительность судебно-полицейского ареста точно не определена. Положим, судебный следователь, к которому полиция доставляет задержанное лицо, обязан допросить последнее немедленно и никак не позже суток после привода. Но в какой срок со времени задержания лицо, арестованное полицией, должно быть приведено к следователю, на это Судебные Уставы не дали точного ответа.
В случаях, когда полиция заподозрит человека в проступке, подсудном мировому, она, строго говоря, не вправе прибегнуть к судебно-полицейскому аресту. По точному смыслу закона, полиция в этом случае может только задержать подозреваемого до удостоверения личности и привести его к судье – и уже этому последнему принадлежит право арестовать обвиняемого (см. Уст. Уг. Суд., ст. 51 и 77).
Полицейский надзор
Подобно тому, как и арест, полицейский надзор может устанавливаться или по суду (в качестве меры пресечения или добавочного наказания), или распоряжением самой администрации. В последнем случае мы имеем полицейский надзор в собственном смысле этого слова: на его постановку в России мы и обратим наше внимание.
По нашему законодательству следует различать две формы этого надзора: негласный и гласный полицейский надзор.
Негласный надзор
Негласное наблюдение составляет необходимое для полиции средство к предупреждению и пресечению преступлений. Если бы даже законодательство об этом полномочии полиции и не упоминало, его следовало бы подразумевать.
Но этот негласный надзор остается своего рода естественным и вполне безобидным для закономерных граждан полномочием полиции лишь в той мере, пока он не соединяется с какими-либо побочными стеснениями их личной свободы. Дело, как известно, в том, что в порядке негласного надзора могут получаться неблагоприятные сведения о поведении обывателей.
Негласный надзор переродится в совершенно нетерпимую в правовом государстве форму полицейского усмотрения, если эти агентурные сведения, без всякой их проверки со стороны суда, станут делаться основанием для тех или иных стеснений и ограничений гражданской свободы (см. отказ в выдаче свидетельств о т. наз. политической благонадежности, требуемых для поступления в учебное заведение, на государственную или общественную службу, для открытия типографии и для целого ряда других занятий и промыслов).
Негласный полицейский надзор у нас устанавливается согласно прим. 1 к ст. 1 Устава о пред. и прес. прест.: “К мерам предупреждения и пресечения преступлений относятся: отдача под надзор полиции”… В этих словах исчерпывается вся нормировка негласного надзора: и условия его установления, и форма надзора, и предел полномочий в отношении к поднадзорному, все это составляет всецело предмет усмотрения полицейской власти.