Вступление на престол на общих основаниях совершается тотчас же после кончины царствовавшего Императора (Осн. зак. ст. 53). В издаваемом по этому поводу манифесте поименовывается и законный наследник престола, если он существует[1] (Осн. зак., ст. 54), т. е., по-видимому, и в том случае, если его нет налицо, но ожидается его рождение; население, однако, приводится к присяге на верность не только императору, но и наследнику, хотя бы он и не был обозначен в манифесте.
По вступлении на престол в срок, назначенный императором, совершается коронование и миропомазание. По усмотрению монарха обряд этот производится и над его супругой. На основании ст. 39. Осн. зак., “император или императрица, престол наследующие, при вступлении на оный[2] и миропомазании обязуются свято соблюдать законы о наследовании престола”.
Правило это при существовании ст. 7 Осн. зак. юридического значения не имеет, так как изменение Основных законов, к которым принадлежат законы о престолонаследии, могут быть изменяемы, хотя и по инициативе Императора, не иначе, как при участии Государственной думы и Государственная совета.
К присяге на верность приводится все мужское население, достигшее двенадцатилетнего возраста, за исключением лишенных прав (56 ст. О. з.).
[1] Слово “существует” здесь подлежит толкованию, т. к. если вообще лица, имеющего права на престол, не существует, то не может быть речи о присяге наследнику.
[2] Очевидно, нужно понимать коронование, связанное с миропомазанием.