Русское престолонаследие воспроизводит соответствующую, так называемую австрийскую систему. К наследованию призываются оба пола, с предпочтением, однако, мужеского. Поэтому женское поколение допускается к наследованию лишь за полным пресечением мужских поколений.
При наследовании соблюдаются два начала: в мужских поколениях первородство, в женских – заступление. Наследует престол прежде всего старший сын царствующего императора, а за ним все его мужское поколение; в случае пресечения этого поколения престол переходит в род второго сына названного императора и в его мужское поколение, затем на тех же условиях в род третьего сына и т. д.
Если угаснут все представители последнего мужского поколения сыновей императора, от которого ведется счет, призывается, по праву заступления, женское поколение последнего царствовавшего, как ближайшее к престолу.
За пресечением этого поколения наследование подымается в восходящей линии, переходя в женское поколение старшего сына императора-родоначальника, от которого ведется счет, затем в женское поколение второго, третьего сына и т. д.
За пресечением этих поколений наследование переходит в мужское поколение старшей дочери императора-родоначальника, а с пресечением его – в женское; в случае пресечения мужского и женского поколений старшей дочери императора-родоначальника престол переходит на тех же основаниях в род второй его дочери и т. д. Император российский должен исповедывать православную веру.
Поэтому, если право престолонаследия дойдет до лица инославного, последнее, чтобы занять престол, обязано принять православие; в противном случае наследование переходит к лицу ближайшему по порядку. Наследование русского престола совместимо с иностранным, если занятие последнего не связано с иным, кроме православия, исповеданием. (Осн. зак., ст. 35).
От прав на престол можно отречься, если таким отречением не создается никаких затруднений порядку дальнейшего наследования. Отречение, обращенное в закон и обнародованное, признается невозвратным (ст. 37 и 38).