Французская доктрина и Jоbard

Я указал в §§ 30-34, как подготовлялось внутри Германии провозглашение облигаторной защиты изобретений. Решительный же толчок дан был извне.

Я указал (§ 27), что облигаторное начало вылилось во Франции в несоответствующую форму проприетарной теории. Эта теория быстро сделалась любимым коньком всех тех, кто ратовал, в сущности, за облигаторность.

В тридцатых гг. она перекидывается в Бельгию и здесь, благодаря случайному участию одного странного человека, быстро принимает колоссальные размеры чего-то непреложно истинного. Роль пропагатора сыграл в Бельгии Jobard, и шум, созданный этим субъектом по поводу теории propriete industrielle, нашел несколько позднее свой отклик и в Германии.

Указанный Jobard заслуживал бы сам по себе целой главы. Kohler называет его “wenigstens eine Merkwurdigkeit”. Я же думаю, что Jobard был просто маньяк-графоман[1], да еще вдобавок с подловатыми замашками. С 1829 по 1852 г. он опубликовал не менее сорока восьми сочинений[2], трактующих с убийственным однообразием все об одном и том же.

Некоторые из этих сочинений имеют до 500 страниц[3]. О замашках его может дать понятие заголовок одной из его брошюр, найденной мной в Национальной библиотеке: “Faites des proprietaires, vous ferez des contribuables!! Faites des contribuables, vous ferez des conservateurs!!! Bruxelles, 1845”.

A в докладе министру внутренних дел он отрекомендовывал себя следующим образом[4]: “Моя система совершенно отличается от вульгарных утопий уже тем, что я отношусь с совершенным уважением к собственности и установленному начальством порядку”.

Все брошюры Jobard’a трактуют об одном и том же. Нет больших зол, как свобода демократическая и не менее вредная свобода торговая. И та и другая ведут к неисчислимым бедствиям; они создают[5]: “sophistications, adulterations, contre-facons, falcifications, frelatages, fraudes, tromperies, maqui-gnonage etc.”.

Бороться против этих зол можно только посредством издания соответствующих законов. В законах Jobard вообще видит палладиум от всех зол[6]: “хорошие законы создают хороших людей; дурные – дурных; отсутствие законов – дикарей”.

Соответствующими же законами против свободы конкуренции будут такие, которые установят: 1) для обыкновенных промышленников – неизменное и обязательное товарное клеймо[7]; 2) для изобретателей – полную и вечную собственность на их идеи.

Я прошу только одного закона, говорит Jobard[8], и этот закон можно вотировать в 5 минут времени: “собственность на произведения ума (de genie) уравнивается с собственностью земельною”, – “закон карает смертью контрафактора”.

Собственность эта облагается прогрессивной ежегодной пошлиной[9]; пошлина эта будет давать до 100 милл. франков в год в одной Бельгии. И все это скудоумие запечатлено поразительным послесловием[10]; “Avis de l’auteur. Les lecteurs qui ne seront pas d’accord avec nous apres une premiere lecture, sont pries de recommencer”.

Насколько велик был шум, созданный неутомимым Jobard’ом вокруг его “идеи”, можно судить уже из того, что в 1850 г. ему даже было предложено от бельгийского правительства выработать проект нового закона о патентах.

Практически это привело только к напечатанию большой пустословной брошюры, но отзвуки теории “вечной промышленной собственности” долетели и до Германии, и под их влиянием всколыхнулось мирно до тех пор покоившееся море немецких интерессентов. Quasiофициальная поддержка, оказанная в Бельгии новому принципу, доказала необходимость начать с ним энергичную борьбу.


[1] Он верит в возможность изобрести perpetuum mobile. Cp. “Les inventions nouvelles aux expositions universelles”, Bruxelles, 1858, 1, cтp. 83

[2] Полное перечисление у E. Stolle, Die einheimische und auslandische Patentgesetzgebung, etc., Leipzig, 1855, cтp. 238-239

[3] Напр, J. Jobard, Nouvelle economie sociale ou Monautopole, Paris, 1844, 475 cтp.

[4] Rapport adresse а Mr. le Ministre de l’Interieur par la commission chargee de preparer un projet de loi concernant les brevets d’invention, 4, sine 1 (1850 ?), стр. 8; в брошюрке “Creation de la propriete” есть такое примечание: “desirant ecarter le plus possible le danger qu’il pourrait y avoir а repandre, parmi les travailleurs, des idees aussi avancees que celles que parait contenir notre brochure, nous fixons а 20 frs. le prix de l’exemplaire” Каковы замашки!

[5] J. Jobard, Creation de la propriete intellectuelle, De la necessite etc., Bruxelles, 1843, стр. 5

[6] Jobard, Organon de la propriete intellectuelle, Paris et Bruxelles, 1851

[7] Jobard, La marque ou la mort, 1845(!)

[8] Creation, etc., стр. 18 и 23

[9] Если принять в соображение, что Jobard предлагает экспроприацию промышленной собственности для важных изобретений, а для остальных – прогрессивную пошлину, которая, суммируясь, составила бы, по моему расчету, 1/2 милл. франков с изобретения в 100 лет, то можно спросить, к чему ему было изводить столько чернил, требуя “вечности”.

[10] Jobard, Le monautopole etc., Bruxelles, 1845, стр. 39.

Александр Пиленко https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиленко,_Александр_Александрович

Известный российский правовед, доктор международного права, специалист в области патентного и авторского права.

You May Also Like

More From Author