При таких условиях для ближайшего обеспечения свободы последовательно оказывалось необходимым устранить всевозможные изъятия и исключения из нормального судебного порядка – упразднить все исключительные суды.
В Англии эта задача была осуществлена в 1628 г., когда парламент отказывался дать согласие на налоги, потребованные правительством для войны, до тех пор, пока король не согласился удовлетворить так называемую “Петицию о праве”.
Это было ходатайство парламента о соблюдении королевской властью старинных “добрых законов и статутов” и, в частности, об устранении всяких изъятий и исключений из общего судебного порядка лишения свободы, хотя бы эти изъятия делались именем самого короля и членов его тайного совета.
Дальнейшее укрепление гарантий личной неприкосновенности требовало установления такого формального порядка, при котором каждое лицо, считающее себя незаконно задержанным или заключенным, имело бы возможность действительно достигнуть в кратчайший срок судебной проверки оснований своего задержания.
Эта гарантия, начавшая слагаться в Англии с XV века, получила свое окончательное выражение в законе, пользующемся заслуженной славой во всех культурных странах земного шара, в акте “Габеас Корпус” 1679 г.
Habeas Corpus Act.
Этот закон о лучшем обеспечении свободы личности, при всем своем огромном значении, отличается совершенно прозаическим, чисто деловым характером. Сущность его состоит в предоставлении заключенному права требовать, чтобы суд предписал смотрителю данного места заключения и вообще лицу, под стражей которого задержанный состоит, доставить его, заключенного, лично к судье.
Требование представить заключенного, для проверки оснований к его задержанию, к судье лично – это главная, наиболее характерная черта разбираемого закона; это – его сердцевина.
И следует признать – весьма ценная: скорейшей личной доставкой заключенного к судье вернее всего достигалось прекращение проволочек, уловок и обходов, которыми могли воспользоваться низшие агенты власти, чтобы не дать возможности задержанному выяснить перед судом неосновательность своего ареста и заключения.
Обращенный к тюремщику приказ суда о представлении заключенного в суд объясняет и самое название Habeas Corpus Акта: это по-латыни (в старое время в английской законодательной и судебной практике господствовал латинский язык) значит – “ты имеешь (т.е. должен доставить личность corpus) заключенного”.
Вокруг этой сердцевины группируются правила, имеющие своей целью устранить всякие препятствия к возможности для заключенного воспользоваться гарантией личной доставки к судье.
Право предъявлять просьбы о выдаче соответствующего приказа тюремщику предоставляется не только самому заключенному и его поверенному, но и всякому вообще лицу, которое пожелало бы войти в его интересы.
Так как, далее, при прошении о выдаче приказа Habeas Corpus должна быть, в известных случаях, представляема копия с предписания об аресте (без такого предписания ни один тюремный смотритель не имеет в Англии права принять арестованного), то выдача копии с этого предписания по требованию как обвиняемого, так равно и всякого иного лица, действующего в его интересах, обязательна для тюремного смотрителя и вообще всех лиц, под стражей которых находится заключенный.
Копия должна быть выдана в течение 6 часов по затребовании. За отказ или несвоевременную выдачу этой копии тюремщик подлежит значительному штрафу (на наши деньги в 1000 руб.) в пользу пострадавшего; в случае если провинность повторится, штраф удваивается, и смотритель увольняется от должности без права занять ее вновь.
Со своей стороны, суд по рассмотрении поданного прошения должен немедленно выдать приказ Habeas Corpus, т.е. предписание тюремщику доставить заключенного лично в суд. Выдавать эти приказы суд обязан не только во время сессий, но и в вакационное время: тогда эту задачу выполняет особо избираемый “вакационный судья”. За уклонение от выдачи приказа судья штрафуется в сумме 5000 руб. в пользу потерпевшего.
Далее тюремщик, получивший от суда приказ Habeas Corpus, должен в назначенный этим приказом срок (от 3 до 20 дней – в зависимости от отдаленности места заключения) представить заключенного в суд. Вместе с заключенным тюремный смотритель обязан самолично представить обстоятельный письменный отзыв с указанием времени, причин и обстоятельств задержания и заключения.
Малейшее промедление в исполнении требований приказа грозит тюремщику такой же ответственностью, как и невыдача копии с предписания об аресте. Он рискует наказанием за “презрение к суду” и в том случае, если затребованный отзыв составлен в общих, уклончивых и неопределенных выражениях и вызывает сомнение в своей правдивости.
Тотчас по приводе заключенного суд приступает к разбору дела. Это не есть рассмотрение по существу дела о том преступном деянии, которое ставится в вину заключенному, но лишь исследование вопроса о правильности и законности допущенного лишения свободы.
Обнаружив противозаконность ареста, суд отпускает заключенного на свободу. Если основания к аресту были, но все же закон допускает в данном случае более мягкую меру пресечения обвиняемому возможности укрыться от суда, – его освобождают на поруки. В противном случае суд отсылает его обратно в место заключения.
Приказы о доставке тюремщиком заключенного в суд не выдаются в Англии лицам, задержанным по обвинению в государственной измене или в тяжком уголовном преступлении. Однако и для них установлена весьма серьезная гарантия против слишком продолжительного содержания под стражей до суда.
Заключенный по обвинению в этих преступлениях может просить суд разобрать его дело в ближайшую сессию (промежуток между сессиями – три месяца и короче). Если это не будет исполнено, заключенного освобождают на поруки. А если дело о нем не будет решено и в следующую сессию, то он получает полную свободу.
К указанным гарантиям присоединяется запрещение отсылать кого-либо из жителей Англии в тюрьмы Шотландии, Ирландии или каких-либо заморских владений.
Виновные в нарушении этого запрета, а также и их советники и пособники, подлежат пятитысячному штрафу (если считать на наши рубли), потере места и права занимать впредь какую-либо должность по государственной службе.
Таким образом преграждается возможность заключения лица в таком отдаленном месте, где для него получение приказа Habeas Corpus и скорейшее освобождение делается фактически затруднительным или невозможным.