Учение о публично-правовом отношении и о способах защиты публичного права, предмет наших предыдущих лекций, составляет общую часть науки административного права. Теперь мы переходим к особенной части. Не имея возможности представить ее в полном виде, мы остановимся здесь на некоторых избранных вопросах из учения о правах личной свободы и публичных служб.
Право личной неприкосновенности
Из прав личной свободы на первом плане стоит право личной неприкосновенности. Перед нами юридические нормы, определяющие границу для вторжения правящей власти в область физической неприкосновенности человека.
Мы имели уже случай разочаровать тех, кто считает задачей государства обеспечение личности какой-то абсолютной, неограниченной свободы. Раз речь идет о праве личной неприкосновенности, то уже этим понятием права мы отрицаем ее безусловность.
Право, по самому своему существу, есть принудительное воздействие, принудительное вмешательство и, следовательно, вторжение в область личной неприкосновенности. Признав безусловность личной неприкосновенности, пришлось бы последовательно отказаться не только от административного права, но и от всего государственного уклада, построенного на правовом вмешательстве.
На самом деле понятие права личной неприкосновенности оказывается гораздо более скромным. Оно сводится в основе своей к тому коренному требованию, чтобы всякое нарушение личной неприкосновенности гражданина со стороны органов правящей власти происходило не иначе, как на основании закона и по постановлению суда.
Да и это требование нельзя считать безусловным: в действительности может найтись немало случаев, когда в интересах той же свободы человека и в интересах защиты права нельзя медлить с вмешательством до судебного постановления.
Вспомним о необходимости немедленного обезоруживания и задержания буяна, угрожающего общественной безопасности, убийцы или вора, застигнутого на месте преступления, и т. д. Но во всяком случае требование судебного постановления для вторжения в область личной неприкосновенности в высокой степени ценно, как общее начало, хотя бы и допускающее некоторые изъятия.
Это начало ставит физическую неприкосновенность личности под защиту закона и суда. Таким образом достигается известная канализация государственного принуждения. Значение закона состоит, как известно, в преимуществах пред правительственным усмотрением общего правила, наперед установленного с согласия народного представительства и объявленного во всеобщее сведение.
Участием же суда обеспечивается предварительная проверка независимым от администрации органом, насколько условия данного случая, в котором правящая власть хочет посягнуть на неприкосновенность лица, соответствуют этому общему правилу.
Великая Хартия Вольностей
Впервые в истории современных европейских государств личная неприкосновенность была поставлена под защиту закона и суда в Англии. Мы имеем в виду знаменитый английский закон – старинный закон, изданный еще в 1215 году, -Великую Хартию Вольностей.
“Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него вооруженной силы иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны”…
Скоро пройдет семь столетий с тех пор, как был создан этот памятник права; но, отвечая коренным потребностям личной свободы, он до сих пор сохраняет свою жизненность и силу. У себя на родине – в Англии-приведенные слова Великой Хартии продолжают и ныне оставаться нормой действующего права. По словам одного из английских историков, “Великая Хартия представляет собой главную основу свободы.
Все, что достигнуто в области гарантий личной неприкосновенности со времени Великой Хартии, есть не более, как ее подкрепление и разъяснение, – и если бы исчезло все последующее законодательство, то все же остались бы резкие черты, отличающие свободную монархию от деспотической” (Стеббс).
Все дальнейшее английское законодательство о личной свободе представляет собой не что иное, как лишь дальнейшее развитие начала Великой Хартии с целью лучшего и более полного проведения его в жизнь.