В области управления монарху принадлежат самые широкие права. На основании ст. 10 Осн. зак. “Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего Российского государства”.
К этому названная статья добавляет, что в верховном управлении власть императора “действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям”.
Однако как бы ни была широка по объему власть российского монарха в сфере управления, тем не менее она должна носить строго подзаконный характер. Это условие вытекает из ст. 84 Осн. зак., которая гласит: “Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке”.
В связи со ст. 84 ст. 11 Осн. зак. представляет императору право издавать в порядке верховного управления указы для устройства и приведения в действие различных частей управления и давать повеления, необходимые для исполнения законов, под условием соответствия этих указов и повелений с законами.
В исключительных случаях, однако, монарх имеет право издавать чрезвычайные распоряжения с силой закона. Ст. 87 Осн. зак. ближайшим образом определяет условие применения этих чрезвычайных полномочий верховной власти.
Названная статья гласит: “Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно.
Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждение Государственного совета или Государственной думы, ни постановления о выборах в Совет или в Думу.
Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или управляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет”.
Правительство широко пользуется 87 ст., причем и условия ее применения понимает весьма широко. В литературе вопрос об объеме права правительства в данном случае не находит единообразного решения. Так, например, в частности, некоторые авторы, например Пальме, склоняются к тому заключению, что пользование 87 ст. может происходить лишь тогда, если Государственная дума не находится в сборе. (Russische Verfassung, стр. 158).
Наоборот, русский ученый Нольде полагает, что применение 87 ст. возможно и до окончания думской сессии (Очерки русского конституционного права, ч. I, стр. 46). Так же смотрит на дело французский исследователь Pierre Schasles (“Le Parlement rusee”, стр. 172).
Названный автор говорит: “Si le gemvernement veut avoir les mains libres pour logiferer а sa guise, il 1ui suffit de clore la session parlemantaire”. На эту точку зрения стало правительство, специально прервав занятия обеих палат для приведения в порядке 87 ст. высочайшего Указа 14 марта 1911 г. о введении земства в западных губерниях.
Непосредственное осуществление власти верховного управления монарх выражает в руководительстве всеми внешними сношениями Российского государства с иностранными державами; им направляется внешняя политика империи во всех отношениях (ст. 12 Осн. зак.); император объявляет войну и заключает мир, а также договоры (в том числе торговые) с иностранными государствами (ст. 13 Осн. зак.); открывает кредиты на потребности военного времени и особые приготовления, предшествующие войне.
Монарх есть державный вождь армии и флота. Он определяет устройство армии и флота, издает указы и повеления относительно дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения, прохождения службы военными чинами и всего относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Русского государства. В некоторых случаях монарх разрешает государственные займы.
Император устанавливает также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, составляющих крепостные районы и опорные пункты для армии и флота (ст. 14).
Императору принадлежит право объявлять местности на военном или исключительном положении (ст. 15), чеканить монету (ст. 16) и определять ее внешний вид, жаловать титулы, ордена, всякие иные знаки отличия, сословные права, определять условия пожалования вышеуказанных титулов и знаков отличий (ст. 19).
Монарх устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы (ст. 18), назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и лиц им равных, а также прочих должностных лиц в тех случаях, если для них не установлено законом иного порядка назначения и увольнения (ст. 17).
Император издает указы и повеления в отношении лично ему принадлежащих и особых имуществ “государевых”, принадлежащих царствующему Императору, а также, так называемых, удельных. Монархом определяется устройство и порядок управления состоящих в ведении Министра Двора учреждений и установлений. (Ст. 20 и 21).