Погодин установил мнение, которое доселе, кажется, остается господствующим в нашей литературе, что в разных областях Древней Киевской Руси одновременно ходили гривны кун разного веса; именно киевская гривна содержала в себе серебра треть нашего фунта, новгородская – полфунта, а смоленская – только четверть.
Это мнение основано частью на письменных памятниках, которые говорят о гривнах кун с обозначением их веса, частию на весе нескольких экземпляров старинной гривны кун, найденных в разных местах Руси. Но это мнение едва ли не следует признать простым недоразумением. Гривны разного веса принадлежали не разным областям Руси, а разным эпохам ее экономической истории.
Смоленская гривна потому оказалась весом в четверть фунта, что известие о ней нашли в памятнике начала XIII в., именно в Смоленском договоре 1229 г. с Ригой н Готским берегам. Но в начале XIII в. и в других областях Руси ходила гривна точно такого же веса: такая именно гривна по договору новгородского князя Ярослава с немцами ходила уже в самом конце XII в. (около 1199 г.) в том самом Новгороде, которому приписывают неизменную полуфунтовую гривну.
Разбор различных указаний, которых здесь на излагаем, привел нас к таким заключениям. Местных постоянных гривен кун разного веса не существовало: всюду ходила одинаковая, общерусская гривна. Но в XII и XIII вв. эта гривна всюду постепенно становилась легковеснее. Причиной того было постепенное уменьшение прилива серебра на Русь вследствие упадка внешней торговли.
Найденные гривны в полфунта или около того относятся к концу XI или началу XII в,, может быть, и более раннему времени. Но около половины XII в. ходили уже гривны немного менее 40 золотников весом, а с конца этого века вес их упал до четверти фунта и продолжал падать еще ниже в XIII в. Русская Правда в первоначальном своем виде, по некоторым, впрочем, недостаточно ясным признакам, считала на полуфунтовую гривну, но окончательную редакцию получила уже при гривне в 24 золотника или около того.