Под именем административной юстиции следует понимать судебное обжалование административных распоряжений. Сущность административной юстиции состоит в судебном характере обжалования актов управления.
Административную юстицию не надо смешивать с теми случаями, когда судьей в делах управления выступает сама администрация. Так, в случаях нарушения обязательных постановлений, изданных в порядке охраны, администрация сама рассматривает дело и налагает взыскание.
Эта деятельность правительственных органов может быть принята за административную юстицию только по недоразумению: административная юстиция есть судебная проверка действий администрации, а между тем здесь сама администрация судит.
Недоразумение объясняется тем, что со словом “административная” юстиция соединяется мысль, будто это – судебная деятельность администрации. Но ведь когда мы говорим “гражданская” юстиция, то не думаем, что здесь судят сами граждане.
И как гражданская юстиция есть суд в юридических спорах частных лиц между собой, так административная юстиция является судом в столкновениях между гражданами и администрацией.
Административный иск
С учреждением административной юстиции обыватель приобретает право на административный иск. Это есть право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его публичного правомочия. Посредством административного иска гражданин может, таким образом, добиться отмены судом незаконного распоряжения полиции о его личном задержании, о запрещении собрания, о закрытии общества и т. д.
Самостоятельность административной юстиции
Право административного иска означает подчинение правящей власти судебному контролю. Действительность этого судебного контроля, в смысле гарантии закономерности в государственном управлении, последовательно обеспечивается обособлением органов этого контроля – органов административной юстиции – от органов самого управления.
Представитель правящей власти, совмещающий с задачей управления и задачу суда в спорах с гражданами о нарушении норм административного права, оказался бы, конечно, судьею в своем собственном деле. Это было бы все равно, как если бы в споре между кредитором и должником судьею был назначен сам должник или кредитор.
При взаимной связанности – при соподчиненности правительственных органов эта уродливость проявится и в том случае, если административное распоряжение, изданное одним правительственным органом, будет подлежать судебной проверке другого, но также административного органа.
Административная юстиция не удовлетворит, таким образом, своему назначению, если судебные полномочия в делах о нарушении прав граждан будут предоставлены самой администрации. Для того чтобы составить действительную гарантию законности в государственном управлении, административная юстиция должна быть организована, как суд, от правящей власти независимый.
Так же, как суд гражданский и уголовный, процесс в делах административных должен вести несменяемый судья в условиях гласности и устности производства и с признанием начала равноправности за сторонами в процессе.
Только при таком устройстве административной юстиции может укрепиться уверенность, что спор между гражданином и правящей властью о законности акта управления разрешится торжеством права.
И только при образовании такой административной юстиции административное право правильно осуществит свою задачу регулятора публичных отношений между правящей властью и гражданами.