Общие замечания о лице, как субъекте гражданских прав и виды лиц.
По праву римскому юридическое понятие лица совпадает, по объяснению Барона, с понятием правоспособности, вследствие чего согласно положениям права римского лицом может быть названо всякое правоспособное существо, являющееся носителем правомочий, как их субъект.
Первоначально правом римским за субъект прав признавалось только физическое лицо, но затем оно расширило это понятие, придав свойства лица или, все равно, наделив известной правоспособностью также и союзы лиц, преследующие известные цели, и многие установления вследствие чего и образовалось уже две категории лиц, как субъектов прав: а) лица физические и б) лица юридические (Pandecten § 17).
Об этих же двух категориях лиц, как субъектах гражданских прав, говорят также уложения итальянское (art. 1—2) и саксонское (§ 30 и 52), постановляя, что правоспособными к приобретению прав считаются не только каждый человек, как гражданин в государстве, но и лица юридические, как, напр., государство насколько оно вступает в гражданские отношения, провинции, установления, общины и другие юридические лица, признанные государством.
Наше законодательство, как видно из 698 ст. X т. наделяет правоспособностью не только лица частные, т. е. лица физические, но и различные установления, как, напр., казну, дворцовые управления, епархиальные начальства, церкви, монастыри, городские и земские учреждения, различные сословные общества: дворянские, городские и сельские, ученые, учебные и богоугодные заведения и проч., а также и союзы лиц, как, напр., компании, товарищества и проч., уполномочивая их наравне с частными лицами к приобретению различных прав на имущества в пределах, законом определенных.
Хотя закон последние, т. е. различные установления и союзы лиц и не называет лицами юридическими, но, несмотря на это, ввиду наделения их известной правоспособностью, они, как справедливо замечает Мейер, иначе и не могут быть названы, как лицами юридическими (Рус. гр. пр., изд. 2, т. I, стр. 106).
Ввиду этого обстоятельства остается, конечно, признать, что по постановлениям нашего закона субъектом гражданских прав должны быть признаваемы как лица физические, так и юридические. Мы обратимся сперва к рассмотрению постановлений, относящихся до первой категории лиц.